«Черная кошка» панцерваффе

Новости

«Черная кошка» панцерваффе

«Пантера» для курской дуге проявила себя наравне мощная, однако ненадежная бронированная машина

Безусловно, это только из наиболее известных тяжелых танков, принимавших участие во Второй мировой войне. Катализатором создания данной боевой машины, не предусмотренной в системе танкового вооружения вермахта, стала советская «тридцатьчетверка». Ее появление для Восточном фронте заставило Министерство вооружений Германии приостановить работы, которые с 1937 возраст вела имя henschel над перспективным танком 30-тонного класса.

Фирма rheinmetall 18 июля 1941 возраст получила заказ для разработку длинноствольной 75-мм пушки, способной пробивать 140-мм броню для дистанции 1000 метров. Фирмам daimler-benz и man 25 ноября были в свою очередь выданы заказы для 35-тонный танк. Тактико-технические требования к новой боевой машине выдвинули следующие: ширина — перед 3150 мм, уровень — 2990 мм, двигатель мощностью 650-700 л. с, броневая ручательство — 40 мм, максимальная живость — 55 км/ч. Заданию присвоили условное наименование «Пантера».

ПОХОЖИЙ НА Т-34

Танк, спроектированный фирмой daimler-benz, внешне очень напоминал Т-34, но, ровно ни странно, понравился Гитлеру. С советской машины была все скопирована компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес. Восемь опорных катков большого диаметра блокировались сообразно близнецы и имели листовые рессоры в качестве упругого элемента подвески. Вскоре, однако, был разработан вариант ходовой части с шахматным расположением опорных катков и торсионной подвеской. Предполагалось пользоваться на танке дизельный двигатель daimler-benz mb 507.

В начале февраля 1942 возраст началась постройка прототипа — vk 3002(db), а четыре недели спустя Гитлер приказал министру вооружения Шпееру выдать фирме заказ на первые 200 машин. Однако ступень зрения фюрера не нашла понимания и поддержки в Министерстве вооружений, эксперты которого считали, который во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 может послужить причиной обстрела танка своей же артиллерией. Проект фирмы man, имевший традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, казался им более предпочтительным, правда и был несравненно сложнее. Справедливости для следует отметить, что во время Второй мировой войны все сражающиеся стороны почасту открывали огонь сообразно собственным танкам вне зависимости через степени их схожести с бронированными машинами врага. Так который аргумент насупротив «детища» daimler-benz дозволительно приписывать в значительной степени надуманным. 13 мая 1942 года Гитлеру доложили суд экспертов сообразно обоим проектам: разница однозначно отдавалось танку фирмы man.

Конструкторами pz.kpfw.v (слово «Пантера» без упоминания армейского индекса ввели сообразно приказу фюрера всего с 27 февраля 1944 года) являлись туз инженер танкового отдела фирмы man П. Вибикке и инженер Г. Книпкамп из управления усовершенствования и испытания вооружения.

Первая серийная «Пантера» покинула заводской цех man 11 января 1943 возраст. Танки «нулевой» серии (20 единиц) получили обозначение ausf.a, близ этом они не имели нуль общего с одноименными машинами, выпускавшимися позже — с сентября 1943-го.

Характерной особенностью первых серийных «Пантер» была командирская башенка с выступом-приливом для левом борту башни и однокамерный грушевидный дульный тормоз пушки. Танки оснащались двигателями maybach hl 210Р45 и имели лобовую броню толщиной 60 мм. Их использовали всего в тылу чтобы подготовки экипажей. С февраля 1943 года обозначение машин этой серии изменилось для ausf.d. До сих пор невмоготу молвить подлинно, почему первая крупносерийная модификация «Пантеры» получила обозначение d. Возможно, буквы В и С зарезервировали чтобы других вариантов. Танки pz.kpfw.v ausf.d (у этой и последующих модификаций индекс по сквозной системе обозначений боевых машин вермахта был одинаковый — sd.kfz. 171) незначительно отличались через прототипов и машин «нулевой» серии. Изменения затронули в основном командирскую башенку и дульный тормоз пушки — они приобрели более привычный «пантеровский» лик. Толщина лобовой брони возросла накануне 80 мм. На танках установили двигатель hl 230Р30 и коробку передач АК-7-200.

Следует отметить, который для машинах выпуска первой половины 1943 возраст командирская башенка была аналогична башенке «Тигра», позже ее заменили на новую с семью перископическими приборами наблюдения сообразно периметру и специальным кольцом ради установки зенитного пулемета mg 34. По бортам башни крепились мортирки nbk 39 чтобы запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Броня танков, выпущенных во втором полугодии, покрывалась циммеритом, выключая того, они оснащались фальшбортами, изготовленными из 5-мм броневых листов.

К характерным особенностям машин серии d (официально d2) относятся отсутствие шаровой установки курсового пулемета (он размещался внутри танка, чтобы стрельбы вставлялся в узкую вертикальную прореха, закрывавшуюся откидной крышкой), а также наличие в левом борту башни круглого лючка ради выброса стреляных гильз и бойниц ради стрельбы из личного оружия в бортах и корме башни. Для восполнения потерь, понесенных в боях рядом Курском, был принят начиная с августа 1943 возраст ежемесячный производственный церемониал — 250 «Пантер»! Однако в августе изготовили только 120 танков — в результате бомбежек союзной авиацией оказались крайне разрушенными заводы man в Нюрнберге и daimler-benz в Берлине. Не удалось выполнить намерение и в сентябре (197 машин), и чуть в октябре заводские цехи покинули 257 танков.

С сентября 1943 возраст начался рубрика следующей модификации «Пантеры» — ausf.А. Изменений внесли капля: вместо будет бесполезной в боевых условиях бугельной появилась шаровая установка курсового пулемета в лобовом листе корпуса, разработанная фирмой daimler-benz еще для своего прототипа vk 3002(db), ликвидировали лючок ради выброса стреляных гильз и бойницы для стрельбы из личного оружия в бортах башни, вместо двух фар для верхнем лобовом листе корпуса смонтировали только одну. Бинокулярный прицел заменили монокулярным tzf 12а. Угол возвышения танковой пушки уменьшили с 20° (наподобие у ausf.d) перед 18°.

Модификацию ausf.g — самую массовую из трех (изготовлено 3740 танков) — запустили в серийное производство в марте 1944 года. Бортовые листы корпуса получили угол наклона 61° (у вариантов d и А — 50°), толщина бортовой брони возросла перед 50 мм, а лобовой брони башни — до 110 мм, из лобового листа корпуса был удален люк-пробка механика-водителя. Посадочные люки пулеметчика и механика-водителя стали откидываться для петлях в стороны, а не сдвигаться, подобно у предыдущих модификаций. Часть танков получила маску пушки со своеобразной «юбкой» внизу, делавшей невозможной заклинивание башни близко попадании снаряда. На три выстрела увеличился боекомплект. Были внесены изменения в конструкцию вентиляторов, жалюзи двигателя, выхлопных патрубков и т. д.

Танки серии g планировалось оснастить опорными катками без резиновых бандажей, но полное изъян фотографий боевых машин с такой ходовой частью дает основания предположить, что сей план остался для бумаге. Машину с необрезиненными катками в опытном порядке построила фирма man в сентябре 1944 возраст. Некоторые серийные «Пантеры» имели одиночные необрезиненные катки на последней оси.

НОВШЕСТВА, УЛУЧШЕНИЯ, ДОРАБОТКИ

Применение союзниками сообразно антигитлеровской коалиции во сполна возрастающих объемах авиации для борьбы с немецкими танками (особенно ради открытия второго фронта в Европе) свело возможность передвижения танковых частей днем практически к нулю. Остро встал урок относительный оснащении танков приборами ночного видения, дело над которыми велась фирмой aeg с 1936 возраст. В результате для командирской башенке «Пантеры» были смонтированы инфракрасный прожектор-осветитель мощностью 200 Вт и круг наблюдения, какой позволял осматривать местность с дистанции 200 метров. При этом водитель такого прибора не имел и управлял машиной, руководствуясь указаниями командира. Чтобы вести огонь ночью, требовался более мощный осветитель.

Для этого на полугусеничном бронетранспортере sd.kfz.250/20 был установлен инфракрасный прожектор uhu мощностью 6 кВт, обеспечивавший работу прибора ночного видения на дистанции 700 метров. Испытания его прошли удачно, и имя leitz-wetzlar изготовила 800 комплектов оптики чтобы ночных приборов. В ноябре 1944 года панцерваффе получили 63 «Пантеры», оснащенные первыми в мире серийными активными приборами ночного видения. Фирмой zeiss-jena разрабатывался вдобавок более мощный ассортимент, позволявший «проникнуть» для расстоянии 4 км, впрочем из-за больших размеров осветителя — диаметр 600 мм — применения на «Пантерах» он не нашел.

В 1943-м началось проектирование очередной модификации «Пантеры» — ausf.f, существенно отличавшейся от предшествующих моделей. Важнейшим нововведением стала башня, получившая слово schmalturm («узкая» либо «тесная башня»), которая была меньше стандартной и имела другую конструкцию.

В течение 1944 возраст изготавливалось и испытывалось маломальски прототипов. Проектирование закончилось чуть в январе 1945-го. В итоге толщина брони башни составляла: лоб — 100 мм, борт и корма — 50 мм, крыша — 30 мм. В лобовом листе вообще опять сохранялась амбразура ради телескопического прицела tzf13. В окончательном варианте лобовая броня увеличилась накануне 120, бортовая — до 60, а броня крыши — накануне 40 мм. Устанавливались второй стабилизированный перископический прицел tzf1 и стереоскопический дальномер фирмы zeiss. Дальномер с базой 1320 мм и 15-кратным увеличением располагался в передней части башни, по бортам которой имелись броневые колпаки ради его окуляров. Предусматривалась и установка прибора ночного видения fg 1250.

Маска пушки типа saukopfblende («свиное рыло») толщиной 120 мм была подобна примененной для танке «Тигр ii».

Новшества не обошли и вооружение танка. И когда пушка осталась прежней и была лишь модернизирована на заводах skoda (она лишилась дульного тормоза и получила индекс kwk 44/1), то башенный пулемет mg 34 заменили для mg 42. Вместо курсового пулемета устанавливался автомат mp 44. Монтаж вооружения в башне осуществлялся для заводах Кruрр и skoda. Изменения затронули не всего башню, только и корпус. Толщину крыши увеличили с 17 накануне 25 мм, изменили люки водителя и стрелка-радиста.

Испытывались и пандан новых двигателя: deutz Т8М118 мощностью 700 л. с. (515 кВт) и maybach hl 234 с непосредственным впрыском топлива и мощностью 850 л. с. (625 кВт).

До конца войны не появилось ни одного прототипа в законченном виде, правда серийное производство планировалось начать в июне 1945-го. В начале возраст фирма daimler-benz собрала шасси со стандартной башней от ausf.g. В свою очередь «тесную башню» установили для шасси ausf.g и испытали в Куммерсдорфе. Правда, вместо штатного орудия в башне смонтировали стандартную «пантеровскую» пушку kwk 42 с дульным тормозом. Всего же для «Пантеры» ausf.f изготовили восемь корпусов и две башни, только ни одного танка этой модификации так и не собрали.

В феврале 1943 возраст были разработаны тактико-технические требования к «Пантере ii», предполагавшие высокую уровень унификации танков «Тигр ii» и «Пантера». Осуществить это оказалось достанет просто, беспричинно наподобие для заводах henschel производились машины обоих типов.

На «Пантере ii» предполагалось извлекать «тесную башню» и второй корпус. Его лобовая броня достигала 100, бортовая 60, а кормовая 40 мм. Вооружение — 88-мм пушка kwk 43/2 с длиной ствола 71 размер (угол возвышения + 15°). Поскольку в этом случае кладезь танка превысила 50 тонн, встал урок о новой силовой установке. В качестве вариантов рассматривались двигатели maybach hl234, simmering sla 16 (720 л. с.) и man/argus ld 220 (700 л. с). В 1945 году для «Пантеры ii» началось проектирование новой башни со 150-мм лобовой броней.

Ни единовластно из двух прототипов (заказ для их склад Управление вооружений выдало в конце 1944 года) не был достроен. До более или менее высокой степени готовности довели одно шасси, установив на него башню от ausf.g. Интересно отметить, кто параллельно с проектированием «Пантеры ii» велась разработка танка Е-50, призванного ее заменить.

В процессе работ над ausf.f и «Пантерой ii» имя krupp дважды предлагала варианты перевооружения обычной «Пантеры» пушкой kwk 43 l/71 калибра 88 мм, но безрезультатно. Остался на бумаге и план оснащения «Пантеры» 100-калиберной 75-мм пушкой с начальной скоростью снаряда 1250 м/с.

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ

Первыми воинскими частями, которые укомплектовали «Пантерами», стали 51 и 52-й танковые батальоны, сформированные зимой 1943 года на базе 2-го батальона 33-го танкового полка 9-й танковой дивизии и 1-го батальона 15-го танкового полка 11-й танковой дивизии соответственно. Оба этих соединения обладали большим боевым опытом и хорошо подготовленными кадрами, однако в контингент экипажей «Пантер» вошли значительно молодых солдат и офицеров, не воевавших для Восточном фронте. Для их обучения использовались танки pz.iv, и только в мае в батальоны доставили по 96 «Пантер». Формирование закончилось к 15 июня 1943 возраст, если подразделения свели в 39-й танковый полк (panther-regiment 39).

Боевое крещение часть получила в период проведения операции «Цитадель» — большого летнего наступления немцев в районе Орловско-Курского выступа, больше известного у нас в стране наравне Курская дуга. Однако изза неполный месяц, остававшийся до начала операции, немцы успели обеспечить подготовку экипажей «Пантер» только для взводном звене. Отработка взаимодействия подразделений для уровне рот и батальонов огулом не проводилась да и боевые стрельбы были редким явлением. В результате этого в первых же атаках возникали ошибки в боевом построении танков, проблемы с передачей приказов из-за плохо организованной связи. Кроме того, ситуацию усугубляли механические поломки и возгорания двигателей, который было будет частым явлением. Например, 3 июля во эра марша через железнодорожной станции к линии фронта возникшие в двигателях пожары погубили две машины.

Накануне операции «Цитадель» немецким командованием была сформирована 10-я танковая бригада, в контингент которой вошли танковый полк моторизованной дивизии «Великая Германия» и 39-й танковый полк. Командиром бригады назначили полковника Деккера. Но командир танкового полка дивизии «Великая Германия» полковник фон Штрахвиц остался недоволен таким решением, какой впоследствии отрицательно сказалось на ходе боевых действий.

Рано утром 5 июля 1943 года немецкие войска перешли в наступление. В 8.15 пошла в атаку и 10-я танковая бригада. В первом эшелоне двигался полк дивизии «Великая Германия», следовать которым следовали «Пантеры» 39-го танкового полка. Всего в бою участвовало 266 танков (четыре pz.ii, 12 pz.iii, 51 pz.iv, три «Тигра», 12 огнеметных танков и 184 «Пантеры»). Цель атаки — село Черкасское: в полосе обороны советской 6-й гвардейской армии было хорошо укреплено, подступы к нему прикрывались проволочными заграждениями и минными полями. Несмотря на упорное сопротивление частей 67 и 71-й гвардейских стрелковых дивизий и контратаку танков 245-го отдельного танкового полка, к вечеру оно было занято немецкими войсками. Потери 39-го танкового полка за день боя составили 18 «Пантер».

В последующие дни 10-я танковая бригада продолжала атаки. В ходе этих боев оба ее полка и сопровождавшая их пехота дивизии «Великая Германия» понесли серьезный урон. Кроме того, утром 7 июля, еще до вступления в бой, 39-й танковый полк лишился шести «Пантер» — опять-таки из-за пожара двигателей. К вечеру в полку осталось всего 20 боеспособных «Пантер».

В течение 9-10 июля возможности 39-го танкового полка понизились вторично больше. Так, к вечеру 10 июля в нем насчитывалось чуть 10 боеспособных «Пантер», 25 танков оказались в числе безвозвратно потерянных, 65 находились в ремонте, а опять 100 требовали ремонта (из них 56 были подбиты, а 44 нет из строя из-за поломок). К вечеру 11 июля боеспособными считались уже 38 «Пантер», 31 была безвозвратно потеряна и 131 нуждалась в ремонте.

Следует отметить, какой ремонтные подразделения 39-го танкового полка работали очень эффективно, ежедневно возвращая в порядок предварительно 25 танков. Дефицит запчастей отсутствовал, так как их доставляли из Германии специальными самолетами. Для эвакуации «Пантер» с поля боя в полку имелось 19 полугусеничных тягачей famo, вскоре к ним добавились снова 14. Для транспортировки одной подбитой «Пантеры» требовалось три таких тягача.

18 июля штаб 10-й танковой бригады и полк «Пантер» вывели из состава дивизии «Великая Германия» и подчинили непосредственно штабу 48-го танкового корпуса. На второй день 51-й танковый батальон передал приманка танки 52-му батальону, а принадлежащий цифра, автомобили и другая техника были погружены в эшелоны и отправлены в Брянск, на северный фас Курской дуги. 52-й батальон продолжал воевать в составе 52-го армейского корпуса, а после 19-й танковой дивизии. В конце июля он получил пополнение из 12 «Пантер», прибывших из Германии. В последующих тяжелых боях батальон понес жестокие потери. Последних «Пантер» он лишился приблизительно Харьковом.

Сразу же после начала контрнаступления наших войск для белгородском направлении группа офицеров ГБТУ Красной армии провела изучение и обследование танков «Пантера», подбитых в оборонительных боях для Воронежском фронте. В заключение хотелось бы привести выдержку из составленного ими отчета:

«Тяжелый танк «Пантера» является более мощным танком, чем танки Т-34 и КВ, и имеет господство в лобовой защите и артиллерийском вооружении. Необходимо отметить, кто у танка «Пантера» смотровые отверстия водителя и радиста закрываются крышками заподлицо с лобовым листом, следовательно снаряды через них рикошетируют. В танке Т-34 верхний лобовой лист ослаблен следовать счет выступающих люка механика-водителя и маски курсового пулемета. Попадание снарядов в эти места вызывает разрушение верхнего лобового листа.

Тактика применения танков «Пантера» имеет следующие особенности:

а) танки используются в бою в основном сообразно дорогам сиречь в районе дорог;

б) танки «Пантера» не применяются раздельно, а ровно афоризм, их эскортируют группы средних танков Т-iii и t-iv;

в) танки «Пантера» открывают сияние с дальних дистанций, используя свое команда в артиллерийском вооружении, стремясь не допустить к сближению наши танки;

г) во эра атаки «Пантеры» двигаются в одном направлении, не меняя курса, стремясь пользоваться свое верховенство в лобовой защите;

д) подле обороне танки «Пантера» действуют из засад;

е) близко отходе «Пантеры» отходят до ближайшего укрытия задним ходом, стремясь не подставлять борта вокруг артиллерийский свет.

При отходе немцы все подбитые и неисправные танки «Пантера» взрывают. Подрыв производится специальным зарядом, возимым для танках. Заряд имеет детонатор, поджигаемый через бикфордов шнур, шнур зажигается специальным зарядом.

75-мм танковая пушка обр. 1943 возраст, установленная на танке «Пантера», поражает наши Т-34 с дальних дистанций 1-1,5 километра».

Автор Михаил БАРЯТИНСКИЙ

Оцените статью
Добавить комментарий