ПОДЕЛИТЬСЯ

Ковров — родина АК-47

На днях мы отметили 90 лет М.Т.Калашникову. Отовсюду неслись ему поздравления и здравицы, он обласкан титулами и обвешан медалями. И подрабатывает рекламой оружейных журналов и винно-водочной продукции. А вот тех, какой вместе с ним создавал общепризнанный автомат никто и нигде не вспоминает…

Бывший начальник опытного производства КБ "Арматура"(г.Ковров) с 1975 по 1992 год А.Волгин собрал документальные материалы времён создания АК-47. Давайте почитаем их и вспомним добрым словом всех тех, какой помогал Михаилу Тимофеевичу создать его шедевр…

1.Письмо на адрес:

Ковров Ивановской области, почтовый ящик № 27 (октябрь 1946 возраст) директору Фомину , военпреду Евстратову.

"Совместным решением Министерства вооружения и УСВ ГАУ на Ваш завод командируется изобретатель-конструктор Калашников, роспись которого удостоен денежной премии 7 тыс.рублей. По этому проекту Конструкторскому бюро завода № 2 стоит изготовить опытные образцы автомата в соответствии с Постановлением Совета Министров через 10 июля 1946 года и договором с УСВ ГАУ с таким расчётом, для опытные образцы автоматов были поданы чтобы сравнительных испытаний на НИПСМВО в декабре 1946 года. Для выполнения этой работы в столь небольшой время прошу Вашего указания об оказании всемерной помощи конструктору Калашникову прикомандированием к нему опытных чертёжников-конструкторов и технолога чтобы разработки рабочих чертежей. Ввиду особой актуальности отработки конструкции автомата, прошу принять сила необходимые меры к форсированию работ.

Начальник управления инженерно-артиллерийской службы генерал-майор Дубовицкий."

Прим.

НИПСМВО — полигон Московского военного округа.

Проект М.Т.Калашникова, удостоенный поощрительной премии был "после чертой призёров" . Первую премию не получил никто, вторая была присвоена проекту Н.В.Рукавишникова, третья — проекту Г.К.Коробова.

2. Резолюция директора завода Фомина (на указанное выше письмо):

"Долгушеву И.В. — главному конструктору — создайте поголовно закон чтобы работы т.Калашникову и обеспечьте окончание работы в эпоха почти Вашу личную ответственность."

3. Письмо Александра Алексеевича Зайцева Д.Н.Болотину, автору книги "История советского стрелкового оружия и патронов" (22.06.91)

"Уважаемый Давид Наумович!

Все мои размышления привели к тому, что именно сегодня взялся написать… Знакомство наше с М.Т.Калашниковым состоялось в кабинете главного конструктора завода им.киркижа, где мне предложили помочь Мих.Тим. в разработке техдокументации на 7.62-мм автомат по утверждённому техпроекту. Для работы нам выделил отдельную комнату старший военпред завода Евстратов А.Д., беспричинно вдруг у главного конструктора такого места не нашлось. Это был сентябрь 1946 возраст. Я только демобилизовался из армии и начал мучиться в ОГК с апреля 1946 года. Ознакомившись с 7.62 мм самозарядным образцом карабина вокруг промежуточный патрон образца 1943 возраст и общим видом предполагаемого автомата, Мих.Тим. передо мной поставил задачу о проработке технического проекта и разработке полного комплекта технической документации на 7.62 мм автомат чтобы изготовления опытного образца… Времени для испытание для полигоне было явно недостаточным.

После некоторых размышлений приняли приговор мучиться круглосуточно, а так как я был ничем не связан с семейной стороны, то сделать это было легче всего, директор завода пристроил меня и Мих.Тим. на 2-разовое иждивение в столовую. Через месяц напряженного труда над чертежами вся техдокументация была передана в опытный цех ради изготовления моментально 3 опытных образцов. Отдельные сложные детали (ствол, коробка, затвор и затворная рама) были сданы пораньше. В ход следующего месяца были изготовлены круглый детали.

В ноябре началась сборка 1-го опытного образца и были проведены первые испытания. Наш слесарь-отладчик Борис Павлович Маринычев всё дата поговаривал, кто нам сопутствует везение. Опытные образцы в 1946 г. были названы АК-1 и АК-2 (со вставным прикладом). Они наверняка хранятся в музее на полигоне. Сборка и отладка следующих 2 образцов и подготовка техдокументации ради отправки на полигон тоже требовали много времени, мне приходилось приготовлять документацию, а Мих.Тим. со слесарем-испытателем проводили испытания. В конце 1946 года — всецело трудности позади, всё отправлено, я перехожу на другую работу, только из головы не уходит усовершенствование образца. Стал намечать некоторые доработки.

После испытаний на полигоне автомат АК-1 занял первое царство и вышел во другой тур испытаний. Конкурентами были Дементьев-Ковров и Булкин-Тула. У них было больше поломок деталей в процессе испытаний на живучесть и задержек в ухудшенных условиях. При обсуждении результатов испытаний и образцов потенциальных противников Мих.Тим. колебался в проведении конструктивной доработки из-за недостатка времени. Но мне удалось его склонить к коренной переработке образца конструктивно (с целью улучшения эксплуатационных свойств), а также улучшению общего вида.

При доработке придавалось особое вес надёжности автоматики и технологичности. В общем, мы согласились для коренную переработку автомата и назвали его АК-47. В связи с тем, чтоработы много, а сроки поджимали, мы попросили у главного конструктора ещё одного тов. Это был инженер В.П.Пискунов. Он работал со мной 3 недели, разработал чертежи деталей ствольной группы, и я через него отказался, так точно он мог сидеть только одну смену, и то протяжно. Я работал круглосуточно, из завода уходил домой всего в баню, да временами в кино.

Да! Это было хорошее эра. Почему-то работалось вдохновенно с душой. Все помогали, начиная от высокого начальства и кончая простым рабочим. Когда закончил вообще доработки, подготовил техдокументацию ради запуска производства опытного образца чтобы испытаний на заводе, сразу облегчённо вздохнул. Мы это препарат отметили небольшим банкетом. Дальше сила шло аналогично АК-1. После окончания испытаний для полигоне и утверждения для серию в 1948 году нам помогал уже в Ижевске В.И.Соловьёв. Он делал аналитические расчёты, чем очень помог вокруг изготовлении опытной серии в Ижевске. Вот всё, что я мог написать спустя 45 лет… На этом заканчиваю, с искренним уважением А.Зайцев."

Прим.

Следует заметить, кто конструктор Зайцев словно и Калашников не имел образования оружейника. Он окончил ковровский техникум МПС (министерства путей сообщения). Зрелым конструктором-оружейником был В.И.Соловьёв, он 12 лет работал начальником опытного производства там, где создавали автомат. Так же приходится отметить, который основной вклад в разработку АК-47 внесли технологи В.И.Данилов и Н.С.Горчаков. Они, в частности, решили проблему с дефектами (трещинами) магазина и крышки ствольной коробки рядом штамповке этих деталей. В качестве материала ими была выбрана шведская сталь с крыши автомобиля "Победа" Горьковского автозавода.