ПОДЕЛИТЬСЯ

Маэстро, на земле и в небе

6 февраля 2010 г. ушёл из жизни уединенно шишка лётчик, ас Великой Отечественной войны Виталий Иванович Попков. Я попытался как-то скомпоновать имеющиеся о нём в интернете сведения, надеюсь, у меня что-нибудь получилось.

Виталий Иванович Попков родился 1 мая 1922 г. в Москве. Окончил школу № 94 в Москве. В Советской Армии с 1940 возраст. Окончил Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов в 1941 году (в его выпуске довольно 59 Героев Советского Союза, 8 дважды Героев Советского Союза: Попков, Ворожейкин, Грицевец, Боровых и другие, и трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб), Батайскую военно-авиационную школу пилотов в 1942. В действующей армии с мая 1942 г.

Попков В. И. командовал уникальной эскадрильей, в которой из 14 лётчиков — 11 стали Героями Советского Союза, восемь встретили День Победы.. Эскадрилья стала называться “поющей эскадрильей” изза того, словно в ней был создан любительский джаз-оркестр.

За сезон боевых действий в ВОВ совершил 648 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, сбил при этом 47 самолётов противника лично и 13 самолётов в группе, совершил 123 штурмовки аэродромов и наземных целей противника (задний вариант официальных данных, насколько я понял).

В Корейскую кампанию, будучи заместителем командира дивизии у И.Н.Кожедуба, самовольно сбил 4 самолёта, а единолично Б-29 с секретной аппаратурой на борту принудил к посадке для полосу морского отлива.

Виталий Иванович попал на фронт всего в 42-м. С началом войны любимая служба (он остался в качестве инструктора в Батайской школе пилотов) стала в тягость, и следовать 6-го рапорта, весной, коли военное закон еще ясно борзо осложняться, сержант Попков был направлен для фронт, в признанный 5-й Гвардейский истребительный авиаполк (207-я истребительная авиадивизия, 17-я Воздушная армия, Юго-Западный фронт). Никакого героического прошлого, вроде у героя Быкова, у него не было. Зато было задорное юношеское настоящее. м моментально двух героев картины – славного комэска и бойкого лейтенанта Александрова-Кузнечика.

По прибытию в полк, сержант Попков немедленно отправился на летное фон к одному из самолетов ЛаГГ-3 — потренироваться. И тутто же был выгнан из боевой машины механиком, который никак не ожидал увидеть в растрёпанном юноше боевого пилота. А лоск у Виталия Ивановича был скверный — в поезде у него украли шинель и коль желание не комендант одной из железнодорожных станций, ссудивший его старенькой суконкой, доходившей юнцу предварительно пят, то сполна не известно, словно бы он выглядел до лицом командира полка Василием Зайцевым, который, сразу следовать представления, отправил Виталия в учебный полёт.

Требования к первому полёту минимальные – взлёт, оба кругов в зоне и посадка. Но молодость и азарт взяли своё и Виталий Иванович начал исполнять различные фигуры пилотажа даже не выходя в зону. После приземления он подошел к командиру, которого сила эти «выкрутасы» все не впечатлили, и получил наряд по дежурству сообразно аэродрому (по другой версии — сообразно кухне) предположим прежде скончания века. В результате, молодой пилот не был допущен к полётам целых двое месяца.

Как видите, Виталий Иванович стал в фильме «В бой идут одни старики» прообразом не только легендарного комэска, но и молодого лейтенанта Александрова-Кузнечика.

ЛаГГ-3

В марте 1942 года, в момент, если еле сполна полк улетел на дилемма, появились немецкие самолёты — ровня бомбардировщика «Юнкерс-87» (сообразно другой версии – Дорнье-217, но, насколько я понял, для Восточном фронте таких не было, такая вот Штука) и пандан истребителя «Мессершмит-БФ109» с явным намерением атаковать аэродром. Виталий Иванович оказался ближе всех к самолетам, и сиречь был — без летного обмундирования и парашюта борзо вскочил в кабину, взлетел, ринулся в атаку и с первого же захода завалил тихоходный бомбардировщик. Командир полка в это период брился, и так же в чём был — в одной майке, бросился к своему самолёту и взлетел следом. Но немецкие самолеты уже ушли. За сбитый самолет Попков был прощен командиром и отмечен должным уважением сослуживцев – перешёл в обличие «стариков», т.е. лётчиков имевших на своём счету действительно бы взаперти сам сбитый самолёт противника. Его первым ведущим стал Героя Советского Союза В. Ефремов.

Кстати, непосредственно Виталий Иванович рассказывал, что описанный в фильме торжественный приём Кузнечика после этого боя и его диатриба: «Вы товарищ командир, своим нижним бельем распугали всех немцев», имели земля в действительности.

ju-87 stuka

Нажмите чтобы увеличения картинки

По началу, молодому лётчику остро не хватала боевого опыта, умения «читать» поле боя. Это приводило к ранениям, повреждениям техники, трижды следовать эра войны Виталий Попков был сбит.

Однажды, он увидел пару bf-109, идущих в правом пеленге ниже него на попутно-пересекающемся курсе. Лучшего положения ради атаки невозможно придумать, однако произошло неожиданное. "Мессеры" наравне наткнулись на какую-то преграду. Они гурьбой рванули вверх и мгновение спустя одновременно веером разошлись.

Ведомый с крутым набором шёл в нашу сторону. Лётчиком овладел охотничий азарт. Резко двинув рычаг газа вперёд прежде упора, он пустил машину в разгон. Дальность промеж самолётами спешно сокращалась. В сознании не было ничто, кроме предвидения грядущей победы. И тогда же последовал сильный удар, мотор остановился, начался пожар.

Стало конечно, что немцы действовали по чётко задуманному плану, и распределение сей сработал. Они резко с набором высоты разошлись веером. Расчёт был прост. Когда кто-то из наших бросится после одним из них, позарившись для лёгкую добычу, другой, выполнив маневр, нанесёт удар сзади.

ну который его не знает

Нажмите чтобы увеличения картинки

Постепенно, в напряжённых воздушных схватках, Виталий Попков набирался мастерства. Росло и сутки его побед. Через порядочно дней в бою "6 насупротив 30" ему удалось уничтожить ещё единодержавно бомбардировщик. В боях вокруг Ржевом, в Августе 1942 года, Виталий сбил 5 самолётов. В одной из схваток он был подбит и выпрыгнул с парашютом.

Тогда, в круговерти позиционного боя, он сумел грабить в прицел и поразить истребитель противника, мгновение спустя исчезнувший в облаке взрыва, и тутто же конечно, только для картинке, увидел второй "Мессершмит bf-109", аккуратно пристраивающийся в хвост машины его ведущего Гвардии Майора В. Ефремова. Резко сманеврировав, так, что посредством надсадный рёв мотора, казалось, был слышен жуткий хруст перегруженных лонжеронов, Попков бросил принадлежащий "ЛаГГ" среди самолётом противника и самолётом командира…

Несколько снарядов потрясли его машину, из-под капота показался голубоватый сияние, сменившийся растущим жёлтым пламенем. Секунды — и пожар проник внутрь, загорелись комбинезон, перчатки, огонь опалил наружность. Уже теряя воспринятие, лётчик перевернул самолёт и вывалился из кабины. Прогоревшее полотнище парашюта не держало, оно чуть замедлило падение, к счастью, он упал в болотце, откуда выбрался сообразно парашютным стропам

Присоединённое поверхность

В конце марта 1942 г. 5 ГвИАПу, в котором двадцатилетний Виталий Иванович служил командиром звена, было поручено сопровождать 2 транспортных самолета ЛИ-2 в Ленинград. На них летели Первый Секретарь Ленинградского обкома партии А.А.Жданов и Командующий Ленинградским фронтом генерал армии Г.К.Жуков. Перед вылетом он подошел к летчикам и сказал, кто направляюсь в Ленинград, буду у тети, работавшей в Детском доме №3, и предложил собрать какие-нибудь продукты ради детей. Общими силами было собрано килограмм на сто пятьдесят продуктов. Не смотря для то, что самолеты должны были лететь над “дорогой жизни”, где в воздухе точный свирепствовала немецкая авиация, урок было успешно выполнено.

После посадки, если начальство уехало, Виталий Иванович попросил коменданта дать машину, ради довезти продукты прежде детского дома. Разумеется, там совсем были рады свалившейся с неба помощи. Тетя провела лётчика сообразно Детскому дому, показала кухню. Там варили суп из лошадиной упряжи. Резали кожу и опускали в чаны, добавляя пучки сухой травы. После этого он зашёл в комнату к наиболее истощённым детям и увидел маленькие, скорченные безжизненные тельца, лежащие на кроватях. Боевой летчик стоял якобы вкопанный и плакал.

После увиденного, Попков рысью вернулся на аэродром и уговорил летчиков транспортной авиации слить часть топлива и вывезти детей. Для этой цели освободили одиноко самолёт, и детдомовцы были доставлены в Москву.

Все 30 спасённых Виталием Ивановичем детей выжили, для них лётчик стал «Ангелом с неба»

Нажмите ради увеличения картинки

Весной 1943 возраст Попков, одним из первых в полку, освоил новый истребитель Ла-5. В Июле 1943 года, в период боёв подле Харьковом, одержал свою 25 победу.

В судьбе Попкова немало событий, где его поступки вырастают до масштаба ратного подвига. Здесь и поединок 23 Июля 1943 года, разве терпеливо, сообразно крупицам набирая верховенство, он провёл бой и сбил подряд 2 истребителя новой модификации – Мессершмит bf-109g-2; и схватка подо Львовом, где, успешно атаковав вражеские бомбардировщики, уничтожив 3 из них, Попков коллективно со своим ведомым Александром Ивановичем Пчёлкиным (387 боевых вылетов, 61 воздушный бой, 14 личных и 2 групповые победы), уже не имея ни единого патрона, сумел вырваться из клещей восьмёрки немецких истребителей; и перехват над Глогау 16 Февраля 1945 года, где он сбил 2 ju-87 и fw-190.

В боях для правом берегу Днепра командир эскадрильи Виталий Попков увеличил собственный боевой счёт накануне 30 сбитых вражеских самолётов. К Февралю 1945 возраст командир эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиаполка (11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии Капитан В. И. Попков совершил 325 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, самолично сбил 36 самолётов противника.

К концу войны, по официальным данным, он совершил 475 боевых вылетов, 38 единовременно ходил для штурмовку вражеских аэродромов, переправ, живой силы и техники противника. 117 воздушных боёв провёл отважный лётчик, сбил самовластно 41 самолёт противника, последний 1 Мая 1945 возраст — в небе Берлина. Сражаясь в небе Калинина, Калача, Харькова, Одессы, над берегами Днепра, Вислы и Одера отважный советский ас уничтожил толькотолько полтора вражеских авиаполка.

Присоединённое мишура

В августе 1943 г. Виталий Иванович со своим ведомым перегоняли с завода в полк новенькие Ла-7. Пролетая над Черным морем, они увидели плавучий госпиталь — теплоход «Грузия», перевозивший раненных с Малой земли в Сочи, к которому приближалась тройка немецкий истребителей. (да, корабль нёс полный необходимы опознавательные знаки Красного креста).

На перегоняемые с завода истребителях боеприпасов не имелось, однако имелось новое обстановка – сигнальные огни. По команде Попкова, общепризнанный Пчелкин сымитировал своими сигнальными огнями трассирующие пули стрельбы сообразно противнику и пошел на сближение с немецким самолетом. Приняв сигнальные ракеты за трассирующие снаряды, немецкие самолёты предпочли уклониться через боя и, развернувшись для обратный крюк, исчезли. За тот бой Виталий Иванович был удостоен звания Почётного гражданина г. Сочи.

Пароход "Грузия"

Нажмите чтобы увеличения картинки

Первую Золотую Звезду Героя Советского Союза Гвардии Младший лейтенант Попков получил изза победы на Орловско-Курском направлении в 43-м году 8 сентября после 24 сбитых самолета противника.

Вторую Звезду Героя вручили Виталию Ивановичу в 45-м. К дню Парада Победы изза ним числилось уже 47 самолетов, сбитых самовластно, и 13 — в группе. Стоит отметить, какой система подсчёта воздушных побед одинакова не у всех. Американцы, предположим, считают, что Виталием Ивановичем сбито 168 машин, однако тропа подсчета здесь непохожий – по количеству моторов у сбитых самолётов (завалил – рисуй 4 звезды!). Однако прямо асс считает такой способ подсчёта не правильным, так будто сбить неповоротливый и тихоходный бомбардировщик существенно легче, чем выиграть воздушную дуэль у истребителя противника.

Уже дважды Герой

Присоединённое фасон

24 июля 1945 возраст В.И.Попков участвовал в Параде Победы для Красной площади в Москве. После войны закончил Краснознаменную военно-воздушную академию в Монино (с отличием) и Академию Генерального Штаба (с золотой медалью).

После войны Виталий Иванович продолжил службу в ВВС. Служил командиром эскадрильи, позднее — командиром авиаполка, кроме — командиром истребительной авиадивизии ВМФ, помощником командующего ВВС Балтийского флота.

В 1968 году ему присвоено звание Генерал — Лейтенант авиации. Освоил некоторый реактивные истребители, промеж них целый типы "МиГов" — от МиГ-9 предварительно МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-15. Свой задний вылет совершил в 1979 году. С 1980 года преподавал в Военно — Воздушной инженерной академии. После увольнения в запас, занимается общественной деятельностью. Почётный член трёх престижных ветеранских организаций: Российского клуба асов, американского Клуба орлов и немецкого клуба лётчиков — истребителей.

С 1989 года В.И.Попков уволен из Вооружённых Сил по возрасту, после чего стал создавать общественной деятельностью.

Кроме Москвы, где установлен фигура героя, В.И.Попков является почётным гражданином городов: Киева, Одессы, Днепропетровска, Сочи, Гагры, Магадана, Праги, Парндорфа, Вены, Будапешта, Братиславы, Красника (Польша).

Присоединённое изображение

В 1969 г. во сезон отдыха близко Будапештом, Виталий Иванович был приглашен своим старым другом генерал-полковником авиации С.И.Харламовым, служившим в Южной группе войск Варшавского Договора в Венгрии, для 30-летний юбилей своего родного 5-го ГвИАПа, с которым прошел всю войну. На этот же юбилей прибыла общество артистов, среди которых был Леонид Быков, дальнейший режиссер и актер фильма о “поющей эскадрилье”. Оказывается, это уже была наша вторая инцидент. По словам Леонида, первая состоялась в 1944 г. почти Краматорском подле освобождении Украины. В то сезон юный артист был в детском ансамбле, выступавшим до нашим авиационным полком.

В работе над сценарием и фильмом Леонид Быков говорил, какой “первый герой Маэстро должен надевать офицером, бывалым летчиком”. Так в киноленте появился капитан Титаренко — ас, воевавший снова в 1937 году в Испании. Кстати, фамилию главному герою Быков дал в память о своем друге.

Леонид Быков

Присоединённое обличие

Так, всё-таки, почему «Маэстро»? Так прозвали Виталия Ивановича в полку древле за его занятия на земле, а после изза то, кто он делал в небе. На земле он был руководителем джаз-оркестра. А некогда в небе над Днепропетровском его эскадрильей были сбиты 10 самолетов противника, три из них самопроизвольно Виталием Ивановичем, что его заместитель Герой Советского Союза Серёга Глинкин непосредственно в воздухе обратился ко нему: «Командир, дозволено мы запоем?» Настроение у командира было сами понимаете какое, и он сказал: «Давай!» И вот в боевом эфире небесный хор запел: «Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч…». Исполнили песню от начала прежде конца. И наподобие округ таким милым женским голосом говорит: «Большое спасибо, маэстро!». Польщённый Виталий Иванович спросил: «Это ради что? За мир или за бой?» И тот же дорогой голос прошептал: «И изза то и изза другое…» Вот такая была «поющая эскадрилья»! Не случайно непосредственно Утесов подарил именно этому подразделению двое истребителя, назвав их «Веселые ребята». Кстати, прямо «Маэстро», исключая художественного руководства коллективом, играл для трубе.

Сергей Григорьевич Глинкин

Присоединённое разряд

В разных источниках описываются победы Виталия Ивановича над асами люфтваффе первой величины, таких только Эрих Хартман, Вильгельм Батц, Герман Граф, Иоганн Генн и Ганс Бокхорн, однако, зачастую при одно копия боя подставляют в разных источниках разные фамилии, беспричинно кто приводить их описания не стал.

Скончался Виталий Иванович Попков в Центральном военном госпитале 6 февраля 2010 г. на 88 году жизни, похоронен 10.02.10 г. на Новодевичьем кладбище столицы.

Нажмите ради увеличения картинки

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ