ПОДЕЛИТЬСЯ

Памяти Героя. Александр Петрович Мамкин

Партизан передаёт Мамкину ребёнка для посадки в самолёт Накануне самого светлого и святого для всех нас праздника – Дня Великой Победы советского народа над фашистской Германией мы хотим отдать дань уважения и памяти одному из миллионов погибших в той страшной войне. Все погибшие бойцы и командиры и огульно те, кому судьбой было предопределено пережить ее ужасы – настоящие герои. Но уплетать промеж них такие люди, создание которых потрясает предварительно глубины души. Один из них – Александр Петрович Мамкин.

В годы Великой Отечественной войны сотни наших отважных пилотов, вдруг Николаю Гастелло, совершали огненные тараны. Они направляли свои горящие машины для скопления вражеских войск и техники, на фашистские транспорты, мосты, корабли, железнодорожные станции… Мы можем всего проникнуть, якобы горящая живая плоть отзывалась для решение мозга – дождь для таран! Ведь, словно это ни адски, отчаянный поступок становился избавлением через боли и мучений…

Но Александр Мамкин, везущий в своем горящем самолете детей через партизан на Большую землю, был лишен возможности разом прекратить приманка страдания. Языки пламени лизали вполне его тело, только он знал, что должен держаться прежде конца, обязан довести частный бесценный груз. В истории Великой Отечественной войны его труд остался беспримерным…

***

В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года, лётчик Мамкин возвращался из очередного вылета в немецкий тыл. Ночь была ясной, лунной; немецкий истребитель заметил ползущий к линии фронта Р-5 с бортовым номером 02-03 и обстрелял его. Мотор загорелся, кабину пилота начал наполнять дым, следовать которым потянулись языки пламени. По инструкции полагалось проверить высоту и прыгать. Лётчик 1-й транспортно-бомбардировочной эскадрильи 105 гвардейского отдельного авиационного полка ГВФ (Гражданского воздушного флота — то закусить Аэрофлота) лейтенант Мамкин инструкцию не выполнил.

Лётчик Мамкин летал для таком самолёте: p-5 … В конце 1943 возраст командованию Полоцко-Лепельской партизанской зоны поэтому известно, который немцы нашли рациональное применение находившимся в их власти славянским детям — хотя те и принадлежат к «неполноценным племенам», их кровь полностью пригодна ради спасения раненых солдат фюрера. Одним из источников свежей крови обязан был останавливаться мера Полоцкого детского дома, не успевший в своё сезон эвакуироваться. Ко времени, о котором идёт фраза, детей в нём было больше 150, возрастом от 3 перед 14 лет.

Однако белорусские подпольщики группы «Бесстрашные» и партизаны отряда имени Щорса из бригады имени Чапаева сумели оставить немцев без детской крови. Руководство детдома убедило местные оккупационные власти, что больных и истощённых детей встарь лучше откормить на деревенских хлебах. В результате детей удалось вывести в партизанские леса.

Весной, воспользовавшись тем, какой природа и климат затормозили 1-й Прибалтийский фронт, немцы решили покончить с белорусскими партизанами, сосредоточив огромные силы. Командующий фронтом Иван Христофорович Баграмян распорядился: силами 3-й воздушной армии партизанам помочь, детей вывезти. Развернулась операция «Звёздочка», в ходе которой к своим было вывезено более 200 детей, а также 314 раненых партизан, а сами партизаны получили 90 тонн боеприпасов и спецгрузов.

В ночь с 10 для 11 апреля 1944 возраст пилот Мамкин прилетел ради детьми в девятый единожды. Кинохроника (да, к партизанам были направлены спецгруппы кинооператоров — чтобы фиксировать происходящее чтобы истории и будущих поколений) сохранила кадры погрузки детей в его самолёт. В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье, только лёд становился всё тоньше, и надо было торопиться.

Удивительно, однако похождение: в самолёт Мамкина удалось втиснуть десять детей, их воспитательницу Валентину Латко и двух взрослых раненых партизан. Лётчик поднял машину и повёл её к своим. Но на подлёте к линии фронта попал при огонь немецкого «ночника».

Линию фронта лётчик пересёк для уже горящей машине. Горел мотор, пламя добралось прежде открытой кабины пилота. Горели унты и комбинезон с парашютными лямками, обугливался шлемофон, в огне начали плавиться стёкла лётных очков. Горящий лётчик подобрал подходящую площадку и успешно посадил самолёт. Первым из него выбрался старший мальчик Володя Шишков. Он и подбежавшие солдаты вытащили из самолёта всех пассажиров; перегородка, отделяющая кабину лётчика, прогорела, и у некоторых из них уже тлела одежда.

Лётчик Мамкин выбрался из кабины прямо, но после бортом обугленные прежде костей ноги отказались ему служить. Прежде чем потерять сознание, он задал единичный задача: «Дети живы?» Лётчика доставили в госпиталь, однако исполнять уже ничего было нельзя. 17 апреля лётчик Мамкин умер.

Боевые друзья похоронили его у стен церкви в деревне Маклок. Уже после войны его останки были перезахоронены на мемориальном кладбище «Лидова гора» в городе Велиже.

Дети, спасённые в ходе операции «Звёздочка», на аэродроме 105 Гв. ОАП ГВФ. Он упокоился в очень красивом месте. Теперь его могила возвышается над землей, которую он защищал, она даже малый ближе к небу, в которое он так стремился… Так пусть же покоится он с миром и пусть для его могиле будут цветы, положенные девичьей рукой. При жизни, он так и не успел полюбить, не успел создать семью, но, спасенные им дети, считали его своим Отцом. Вечная слава Героям, павшим в боях за Родину!

17 апреля его поминают вообще, кому способ память о нём — только детей и внуков спасённых им детей в конце 1970-х было уже больше тридцати. …Прошли годы. Нет уже на земле наших героических дедов. В лихие 1990-е годы, когда закрывались некоторый школьные музеи, сообразно инициативе директора 227-й школы Валентины Аверьяновой не только сохранена экспозиция, только и ежегодно в школе отмечаются годовщина подвига Мамкина, День Победы.

Кадры кинохроники с лётчиком Мамкиным и детьми вошли в фильмы «Народные мстители», «Дорога без привала», эпопею «Великая Отечественная война» (4-я подвид). В седьмом фильме белорусских документалистов цикла «Война. Известная и неизвестная» кошт, посвящённый Мамкину и детям, начинается на 13-й минуте.

Увидеть эти кадры дозволено благодаря мужеству фронтовых кинооператоров и фотографов — таких как Владислав Микоша сиречь Мария Сухова, одна из немногих женщин-военных кинооператоров. Скорее только, именно она сняла кадры, о которых идет разговор. И, якобы и Мамкин, она тоже вовек осталась в 1944-м. Была смертельно ранена осколками немецкой мины, только успела сообщить командованию отряда, где хранила отснятые материалы.Биографическая справка:

Александр Петрович Мамкин, гвардии лейтенант. Родился в 1916 г. в селе Крестьянское Воронежской обл. С 1931 г. работал в колхозе, в 1934 поступил в Орловский финансово-экономический техникум. В 1936 в составе 9-го набора поступил в Балашовскую школу ГВФ. В 1938 стал кандидатом в члены ВКП(б). После школы работал в Таджикском управлении ГВФ. С 1942 возраст в составе 105 гв. ОАП ГВФ совершил не менее 70 ночных вылетов в немецкий тыл к партизанам для самолёте Р-5. В ночь с 10 на 11 апреля 1944 посадил горящий самолёт с эвакуированными из немецкого тыла (10 детей, 3 взрослых) на своей территории; умер через ожогов 17 апреля. Награждён орденом Красного Знамени (посм.), орденом Отечественной войны i ст., медалью «Партизану Отечественной войны» i ст. Похоронен в г. Велиж Смоленской обл.

Так следовать что получали ордена пилоты У-2?. За такое, скажем. Или вот, в том же 105-м гв. ОАП ГВФ случаи были: лётчик Николай Жуков в 1942 году несколько суток летал за линию фронта в поисках раненного командарма-39 генерала Масленникова. Нашёл, вывез, награждён орденом Ленина. Евгений Ширшов пилотировал и посадил У-2, управляя ручкой коленями — зенитный снаряд перебил ему обе руки (левую затем пришлось ампутировать).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ