ПОДЕЛИТЬСЯ

Становление ВМФ Китая аналогично развитию ВМФ СССР?

Стремительно развивающийся Китай совершенно находится в центре внимания международных экспертов. В том числе, естественно, и военных. В последнее период неслиянно пристальное почтение обращается на возможности флота КНР, в первую очередь — подводного и авианосного.

Озабоченность растущей активностью Китая выразил также в недавнем интервью ИТАР-ТАСС главком ВМФ России Владимир Высоцкий.

Флот, будучи самым сложным в техническом отношении видом вооруженных сил, долгое дата оставался наиболее слабым компонентом Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Однако в последние дружка десятилетия он развивается форсированными темпами. Руководство страны ставит перед флотом весьма важные задачи. Во-первых, это талант обеспечить захват Тайваня. Во-вторых, обеспечить бесперебойную доставку сырья (в первую очередь — нефти) из Африки и Персидского залива, а также добычу нефти для шельфах морей, прилегающих к Китаю. В-третьих, обеспечить защиту своего побережья. Понятно, что даже военно-морские силы США, не говоря уже о ком-то другом, не будут высаживать десант для побережье КНР, поскольку такой десант ейей обречен на полное уничтожение в боях назло протяжно превосходящих сухопутных войск китайской армии. Гораздо более серьезные опасения руководства Китая вызывает талант ВМС и ВВС США нанести удары с помощью высокоточного оружия по объектам "новой экономики" страны, построенным за годы реформ. Более 80% современных предприятий, олицетворяющих китайское экономическое чудо, находятся в прибрежной зоне, т.е. очень уязвимы перед ударом с морских направлений. Соответственно, военно-морские силы КНР должны вынести линию обороны сиречь можно дальше в океан.

Для эффективного решения этих задач китайскому военному флоту требуется, по замыслам военно-политического руководства страны, пройти три этапа развития. На первом этапе он обязан обеспечить счастливый оперативный режим в пределах "первой цепи островов" (от японских островов Рюкю прежде Филиппин), на втором — в пределах "второй цепи островов" (от Курильской гряды через Марианские острова до Новой Гвинеи), на третьем — легко копать в какойнибудь точке Мирового океана.

Появление истина бы одного авианосца позволит военно-морским силам Китая обеспечить себе благоприятный оперативный строй в пределах "следующий цепи островов", включая Сахалин, Курилы и Камчатку

Военно-морские силы КНР разделены для 3 оперативных флота — Северный, Восточный и Южный. В составе ВМС НОАК сегодня числятся: 5 атомных подводных крейсеров с баллистическими ракетами (1 — пр. 092 и 4 — пр. 094), 8 атомных подводных лодок (4 — пр. 091, 4 — пр. 093), 60 дизельных подлодок, 28 эсминцев, 52 фрегата, 83 ракетных катера, 77 сторожевых катеров, 22 тральщика, 84 десантных корабля. По количеству атомных подводных крейсеров и атомных подводных лодок военно-морские силы НОАК занимают третье место в мире (после США и России), по количеству эсминцев — также третье (следовать США и Японии), по количеству дизельных подводных лодок, фрегатов, ракетных катеров, десантных кораблей — первое место в мире. Особенно велико верховенство Китая в дизельных подлодках (для сравнения: занимающая второе край КНДР имеет их 22, Россия, Индия и Япония — по 16).

Достаточно велика (вторая в мире следовать американской) морская авиация, которая включает 50 бомбардировщиков, 132 истребителя и штурмовика, 15 самолетов-разведчиков, 3 заправщика, 66 транспортных самолетов, 95 боевых вертолетов.

Морская пехота военно-морских сил НОАК ныне насчитывает примем 10 тысяч человек. Она включает 2 бригады; обе подчинены Южному флоту. Морские пехотинцы выполняют функции гарнизона Парасельских островов, которые Китай захватил у Южного Вьетнама в начале 70-х. При этом в сухопутных войсках завтракать своя морская пехота, несравненно более мощная, чем в ВМС.

Новые военные корабли КНР строятся, вдруг афоризм, малыми сериями в первую очередь с целью отработки новых технологий. Однако строительство их может надевать развернуто в несравненно более широких масштабах. Но и уже имеющиеся корабли представляют собой очень значительную боевую силу. Например, эсминцы пр. 956, созданные для борьбы с надводными целями, иначе корабли собственной постройки пр. 052С, предназначение которых — обеспечивать противовоздушную оборону корабельных соединений. Для этого они оснащены российской зенитной ракетной системой "Риф" (морской вариант С-300) и многофункциональной боевой системой, подобной американской системе "Иджис".

Недавно был введен в строй верховный в КНР десантно-вертолетный корабль. Сегодня это крупнейший корабль китайского военного флота водоизмещением 20 тыс. тонн. Он несет накануне 800 морских пехотинцев и 50 единиц бронетехники, которые могут перебрасываться с корабля на берег с через четырех имеющихся на борту десантных катеров для воздушной подушке и четырех вертолетов. Он уже побывал у берегов Сомали, участвуя в борьбе с пиратами.

Наконец, важнейшим фактором "проецирования силы" и благоприятного для Пекина решения проблемы Тайваня является следствие авианосцев. В начале 90-х после 28 млн долларов (близ "стандартных" ценах в скольконибудь миллиардов), т.е., по сути, даром, КНР приобрела на Украине недостроенный авианосец "Варяг", какой в ближайшее эра будет введен в число военно-морских сил НОАК близко названием "Ши Лянь". Интересно, какой около закупке было заявлено: "Варяг" довольно переделан в плавучее казино. Также для Украине был приобретен прототип российского палубного истребителя Су-33. Россия отказалась дождь Китаю такие самолеты, опасаясь копирования. В Китае сей прототип, отъявленный словно Т-10К, уже скопирован под названием j-15.

Наличие авианосцев и больших десантных кораблей даст военно-морским силам КНР принципиально новые возможности. Сначала в борьбе за Тайвань, а после и ради операций в Мировом океане. Тем более кто поглощение Тайваня привело желание к резкому росту мощи Китая и установлению им контроля над морскими коммуникациями в западной части Тихого океана и над Юго-Восточной Азией. В этом случае Китай прорвал желание "островной барьер", протянувшийся вдоль его побережья, и его военный флот сразу желание вышел на океанский простор. КНР уже готовится к этому прорыву, поскольку в ее флоте борзо растет выпуск кораблей океанской зоны изза счет уменьшения количества кораблей и катеров, предназначенных для действий поблизости своего побережья. Появление истина бы одного авианосца позволит военно-морским силам Китая обеспечить себе блестящий оперативный порядок в пределах "дальнейший цепи островов", включая Сахалин, Курилы и Камчатку.