Белорусские беспилотники готовятся к высокому полету

Новости

Белорусские беспилотники готовятся к высокому полету

Белорусские беспилотники готовятся к высокому полету

За последние годы Беларусь продемонстрировала немалые успехи в области беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Это отметили специалисты для двух прошедших в этом году международных выставках: для военной — milex-2011 (Минск) и авиационной — МАКС-2011 (Жуковское, Московская царство). Что из себя представляют отечественные БПЛА, и кто ими занимается, корреспондент tut.by выяснил, встретившись с представителями организаций, внесших немалый вклад в этот успех."Мы хотим овладевать рынок вертолетов и мишеней чтобы ЗРК"

Наибольшим разнобразием модельного ряда беспилотников располагает частная компания "КБ "Индела", возившая для МАКС-2011 три свои самые "свежие" модели: беспилотный самолет "indela-6m", вертолет "indela i.n.sky" и воздушную мишень "Беркут". Всего же модельный графа компании насчитывает более десяти наименований БПЛА. Конструкторское бюро "Индела" дозволено оценивать одним из крупнейших мозговых центров сообразно беспилотной тематике не только в Беларуси, но и в СНГ. В его штате числится 40 человек, посреди них: авиаконструкторы, программисты, математики, специалисты сообразно аэродинамике и многие другие. По сути, они занимаются проектированием и созданием полноценных самолетов и вертолетов, всего меньших размеров, возле этом оснащая их автопилотом собственной разработки, системами дистанционного управления и различным полезным оборудованием. Последнее особено важно, ведь сам сообразно себе летательный орудие никому не нужен — его приобретают чтобы выполнения каких-либо определенных задач.

Например, 120-килограммовый вертолет "indela i.n.sky", выполненный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом, снабжается камерой, прикрепленной к двухосевому гиростабилизированному подвесу. Устройство позволяет совмещать камеру в одном положении независимо через того, куда поворачивает летящая машина. Вместе с идущим в комплекте программным обеспечением, оно составляет систему распознавания и удержания объектов, кто делает этот инструмент инструментом для слежения изза объектами. Такой вертолет может непременн полезен для пограничников, сотрудников ГАИ и других спецслужб, которым сообразно долгу службы нуждаться являть преследованием правонарушителей. Подобными системами интересуются также нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Для предотвращения слива нефти в открытое лес.

Одни беспилотные комплексы КБ "Индела" разрабатывает для сторонних заказчиков, с полной передачей чертежей и прав для их дальнейшее

воспроизводство. Другие создает на собственные имущество со оптом амбициозной целью: наладить их серийное производство, для принять участие в борьбе за свою нишу беспилотного рынка в СНГ. "Мы хотим овладевать рынок вертолетов и мишеней ради ЗРК. Сейчас он кроме свободен, однако разве мы не пошевелимся, то рано его разве поздно его займут другие игроки", — поделился планами предприятия перворазрядный конструктор КБ "Индела" Владимир Чудаков. В течение ближайших пяти лет компания планирует выйти в этом сегменте БПЛА на подъем таких компаний, вдруг iai, "Рафаэль" и "Шибел".

Аргументы в предстоящей борьбе у "Инделы" более чем весомые. Она начала причинять беспилотниками вертолетного типа опять в 1999 г., а частный шишка вертолет в автоматическом режиме подняла в воздух в 2002-м. С тех пор был наработан солидный опыт, набрать какой конкурентам будет нелегко. Кроме того, сообразно словам Владимира Чудакова, их не очень много — только в мире насчитывается всего 6-7 компаний, занимающихся беспилотными вертолетами такого же класса. В настоящее век в недрах КБ создается орудие массой 200 кг, который предназначен чтобы использования в только военных целях.

Что касается мишеней чтобы ЗРК, то одно чуть вид их возможностей впечатляет. Согласно заявленным ТТХ, роботизированная мишень "Беркут" с корпусом планера из композитных материалов, турбореактивным двигателем и размахом крыла вплоть 3 метров, может развивать проворство перед 400 км/ч. Однако ее "изюминка" заключается отнюдь не в скорости. Благодаря специальной радиоаппаратуре, "Беркут" умеет ловко "дурить голову" радарам. Установленный для нем имитатор цели может сымитировать практически всякий из принятых нынче на вооружении боевых самолетов, в книга числе и выполненных по технологии "стелс". Кроме того, он может создать ложную цель, спроецировав для некотором расстоянии через себя личина иллюзорного самолета тож даже нескольких. Но и это еще не вдосталь! На "Беркуте" нужно система опознавания, которая определяет, месторасположение прощупывающей его радиоаппаратуры ПВО, ее разряд и частоты, для которых она работает. Если действительные возможности "Беркута" на самом деле соответствуют заявленным, а не являются только pr-ходом компании "Индела", то сей беспилотный комплекс в принципе сложно назвать простой мишенью. Спектр его применения получается скольконибудь шире. Представьте себе звено из реальных бомбардировщиков, окруженных роем "Беркутов", любой из которых выбрасывает по 2-3 ложные цели, одновременнно считывающих информацию о расположенных внизу ПВО и передающих ее в штаб управления операцией… Как вы думаете, легко ли будет силам противовоздушной обороны остановить надвигающуюся авиацию противника?

Комплектующие чтобы сборки готовых моделей "КБ "Индела" заказывает особенно для зарубежных заводах. Печатные платы изготавливаются для Тайване. Владимир Чудаков пояснил, что такой сортировка сделан отнюдь не потому, который его предприятие не доверяет качеству белорусских производителей, просто иностранцы справляются с возложенными на них задачами куда быстрее. В Беларуси "инделовцы" тесно сотрудничают лишь с 558-ым авиаремонтным заводом в Барановичах. По его заказу, вовремя, конструкторское бюро теперь разрабатывает планер беспилотника "Гриф-1", какой создается в рамках государственной программы "Беспилотные авиационные комплексы и технологии". Аппарат представляет собой минисамолет массой 120 кг, длиной 3,5 м, высотой 1 м и размахом крыла 4,8 м. Предполагается, что его крейсерская живость составит 130 км/ч, а максимальная — 165 км/ч.

"Это первая наша детище, которую мы делаем ради белорусского заказчика, — пояснил Владимир Чудаков. — Раньше все работали всего на экспорт. И здесь мы всего соисполнители: наша альтернатива — исполнять непосредственно планер и внутренние силовые системы".

"Бусел", "Стриж" и другие пернатыеЕще одним крупным разработчиком БПЛА в Беларуси является Физико-технический институт Национальной академии наук Беларуси (ФТИ). Именно эта исполнение стала головным исполнителем Государственной научно-технической подпрограммы "Создание и освоение производства гаммы технологий и элементов летательных аппаратов, целевых нагрузок и беспилотных авиационных комплексов многофункционального назначения". В рамках ее планируется к 2015 г. разработать и организовать серийный глава вдруг отдельных дорогостоящих элементов БПЛА, так и целых беспилотных комплексов.

Работы над созданием БПЛА в институте начались в 2009 г. К настоящему моменту на собственной производственной базе ФТИ разработаны и производятся беспилотники малых размеров: планера типа "летающее крыло" "Стриж", "Скат" и выполненный по классической аэродинамической схеме "Бусел". Взлетают они с руки, а садятся — на парашюте. Ближе всех к статусу "серийный модель" подобрался "Бусел", какой ныне проходит государственные межведомственные приемочные испытания.

Взлетная обилие "Бусла" составляет рядом 6 кг, все размах крыла — 3 м., поспешность — прежде 100 км/час, дальность полета — не более 40 км. Аппарат работает на электродвигателях и оснащен видеокамерой. Комплекс прошел "проверку боем" в Смолевичском лесничестве, где определял последствия урагана, для государственой границе, где помог задержать большую партию контрабанды и в ряде других регионов Беларуси.

Беспилотники ФТИ собираются преимущественно из материалов отечественного производства, однако практически вся используемая внутри электроника — импортная. "Она весьма легкая, будет качественая, у нас такая не выпускается", — пояснил заведующий лабораторией моделирования сложных систем, кандидат технических наук Юрий Яцына.

"Бусел" на milex-2011

А это "Скат"Сейчас сотрудники лаборатории работают над созданием беспилотника с дальностью полета накануне 250-300 км. Вертолетные технологии чтобы ФТИ покамест ультра сложны, впрочем взамен них институт решил заняться выпуском беспилотных дирижаблей. "Чем ниже прыть полета, тем мой закал снимков. А у дирижабля небольшая проворство, он может протяжно зависать в воздухе — это будто раз то, какой надо. Можно, впрямь, положить эти задачи и с через вертолета. Но у него, во-первых, весьма больший двигатель, а во вторых, он содержит в себе весьма дорогие и наукоемкие узлы, которые нам покамест не по силам освоить", — сказал Юрий Яцына.

Институт заключил пара контракта с Министерством обороны для действие неких чисто военных беспилотных разработок, однако подробностей в ФТИ предпочли не раскрывать. Впрочем, на milex-2011 можно было ознакомиться с рекламным проспектом беспилотного авиационного комплекса "Мишень", который предназначен чтобы проведения тренировок боевых расчетов ПЗРК и ЗРК ближнего действия. По задумке разработчиков, входящий в его количество БПЛА, принужден будет тащить следовать собой для тросе пиротехнический источник инфракрасного излучения, а боевой расчёт ЗРК будет по нему стрелять. Главный конструктор КБ "Индела", Владимир Чудаков, высказал сомнение в принципиальной технической возможности реализации подобного проекта. "Это утопия такая! Юрий Францевич, вы возьмите, пожалуйста, калькулятор, и посчитайте, какая нужна мощность, для тянуть этот уголок рядом той скорости, которая вам нужна. Там же минимум КаМАЗ понадобится, но никак не самолетик маленький!" — прокомментировал он.

К беспилотным комплексам ФТИ проявляет интерес ряд министерств и ведомств Республики Беларусь, включая Министерство лесного хозяйства, Министерство внутренних дел, Министерство природных ресурсов и Государственный пограничный комитет. В будущем планируется поставлять их на экспорт. Причем, по словам Юрия Яцыны, единичные продажи изза рубеж уже были. Правда, кому именно достались белорусские беспилотники, заведующий лабораторией моделирования сложных систем не уточнил, сославшись для конфиденциальность. Но зато сообщил кое-что другое: "К нам незадолго поступил запрос из Германии сообразно съемке сельхозполей, с помощью которой, сообразно снимкам, немцы хотят определить недочет полезных веществ в растениях".

Три богатыря

Помимо двух упомянутых мой организаций, определенных успехов в области создания БПЛА достигла также Военная академия Республики Беларусь (ВА РБ). Впрочем, работы в этом направлении никогда не были чтобы нее приоритетными. "Основное наша задача — это приготовление кадров и развитие военной науки. Мы не ставили собой целью создать конечный упражнение" — относительный этом моментально же честно предупредил начальник НИЛ ВВС по научно-исследовательской части ВА РБ Александр Сивашко. Тем не менее, в области создания БПЛА академией тоже были получены некоторые результаты.

В частности, были разработаны три летательных аппарата.

Одним из первых был создан беспилотный разведывательный комплекс "Москит" на базе планера типа "летающее крыло". По внешнему виду он весьма вконец напоминает ФТИшного "Ската", кто впрочем, и неудивительно. Ведь одно время над беспилотными проектами институт и военная академия работали купно. В свою очередь, структура "Москита" была "подсмотрена" у российского беспилотника zala 421-08. Размах крыла его белорусской версии составляет 0,8 м, его длина — 0,4 м., достоинство — 2,1 кг. В воздухе он держится предварительно 40 мин., способен летать на глубину до 5 км. Создавался "Москит" для нужд разведчиков. Этот беспилотный комплекс позволяет вести фото- тож видеосъемку местности с передачей данных в режиме реального времени и возможностью изменения настроек камеры во дата полета. "Несмотря на то, какой наш обстановка во многом копирует российский, ключевые элементы комплекса — автопилот и радиоканал — являются единственно нашей разработкой. Его комплектация изготовлена на белорусских предприятиях. Это очень важно для военных систем", — подчеркнул Александр Сивашко. В отъявленный момент намерение "Москит" заморожен, и дальнейшие работы сообразно его совершенствованию не ведутся.

Собственной производственной базой Военная академия не располагает. По вопросам целевой нагрузки она сотрудничает с Научно-техническим центром "ЛЭМТ", а основным партнером является предприятие "НТЛаб-ИС", которое занимается навигационными системами. В честь последней была названа следующая разработка Военной академии — беспилотный комплекс "ntlет", создаваемый ради нужд артиллеристов. Он представляет собой планер самолетного типа, выполненный сообразно классической аэродинамической схеме с дальностью полета перед 25 км. и койкогда работы в воздухе прежде 2 часов. В разница от "Москита", комната которого не была гиростабилизирована относительно горизонта, в "ntlете" сей неимение устраняется. Кроме того, в нем внедрена технология видеотрекинга. Работы над созданием этого комплекса начались в январе 2011 г. и к настоящему моменту уже насилу завершены. Сейчас он проходит летные испытания.

Военная академия участвует также в созданиии БПЛА "Гриф-1". Она довольно вести его научное сопровождение и воссоздавать математическую модель, которая ляжет в основу автопилота, а его, в свою очередь, будет разрабатывать уже компания "НТЛаб-ИС".

Но самым интересным проектом ВА РБ является, возможно, чудная четырехвинтовая строение, относящаяся к классу мультикоптеров, а разве точнее — к квадрокоптерам. Она же демонстрировалась для стенде организации на выставке молодых ученых, проходившей в стенах Академии наук в конце прошлого года. Тогда этот БПЛА запускался и управлялся с через пульта управления, ради текущий год планируется научить его летать в автоматическом режиме. Первый его прототип в стенах Военной академии был сконструирован в 2008 г. "Главным преимуществом выбранной конструкции является ее простота. По сравнению с классической вертолетной схемой в ней отсутствует механических тяг, автоматов перекоса, других сложных механических конструкций", — пояснил создавший его научный сотрудник лаборатории военно-воздушных сил Военной академии Андрей Цанава.

Серийно квадрокоптеры теперь выпускаются только единичными фирмами, впрочем в странах Европы используются весьма активно. В частности, подобные машины стоят на службе у британской полиции, они участвуют в поисково-спасательных операциях, проводят осмотр строительных площадок, осуществляют видеосъемку для музыкальных видеоклипов и фотографирование для агентств недвижимости и рекламы. Но больше всего они нравятся почему-то правоохранительным органам. Поэтому ежели во пора очередного массового мероприятия вы увидите в воздухе маленькое жужжащее нечто (размерами больше шмеля, но меньше вертолета) — не удивляйтесь. Скорее всего, им окажется не неопознанный летающий объект, а квадрокоптер.

Вместо послесловия

Беспилотные летательные аппараты уже давнехонько перестали пребывать атрибутом чуть фантастических произведений. По сведениям "Рособоронэкспорта", в 2010 г. их разработкой и выпуском занимались более 50 фирм в 40 странах мира. Больших успехов для этом поприще достиг Израиль, который использует их во сезон военных действий вторично с 1982 г. С 1996 г. они применялись более чем в 20 военных конфликтах практически на всех континентах. Задействованы БПЛА и в контртеррористических операциях. Так, именно американский беспилотник predator уничтожил в 2005 г. одного из лидеров "Аль-Каиды" Хайтама аль-Йемени. Белорусская беспилотная техника, понятно, такими успехами похвастаться пока не может. Однако времена, ежели на выставочных стендах наших предприятий стояли лишь пустые "фанерки", огулом же прошли. А разве сравнить с другими странами, в каком свете будут думать белорусские беспилотники? "В Беларуси недостает организаций, которые желание выпускали беспилотные аппараты серийно и которые могли бы в кратчайшие сроки удовлетворить потребности страны в беспилотниках, когда такая нужда вроде возникнет. Все какой сегодня делается, изготавливается маленькими партиями", — заметил начальник научно-исследовательской части Военной Академии Республики Беларусь Сергей Кругликов.

"Смотря по каким параметрам сравнивать. Если рассуждать относительный уровне продаж, то крупнейшим поставщиком беспилотников в другие страны сегодня является Израиль. И по этому показателю мы его не догоним. Израиль мы полностью никогда не догоним, поскольку израильтяне своими беспилотниками воюют, а боевые действия — это наилучшие размещение ради испытания боевой техники. Если же гласить о технологическом уровне, то здесь лидером является США. От Америки мы отстаем лет для 10-15. Нашего же уровня страны — это Южная Корея и Турция. В первую десятку заведомо не входим. Но в СНГ сообразно вертолетам и мишеням мы правда первые", — считает передовой конструктор КБ "Индела" Владимир Чудаков.

Быстрое и качественное создание игр в оговоренные сроки

Оцените статью
Добавить комментарий