"Дракон" пятого поколения встает на крыло
"Дракон" пятого поколения встает для крыло
Новый китайский истребитель поразил и взбудоражил мировое экспертное сообщество
Китай точный выстреливает информацией о военно-конструкторских достижениях. Например, 16 января на учениях в Нанкинском военном округе впервые был применен артиллерийский снаряд со спутниковым наведением в условиях электронных помех. Надо заметить, который американцы впервые использовали второй в Ираке гуртом намедни – в 2007 году. На спутниковых снимках острова Хулудао в Желтом обилие обнаружен центр подготовки палубных летчиков, аналогичный украинской НИТКА. По данным ВМС США, в оперативную фазу развертывания вошли китайские баллистические ракеты df-21d с противокорабельной боеголовкой дальностью 1700 км. Одновременно завершено плод трехспутниковой космической группировки, предназначенной ради контроля над Тихим океаном и наведения ракет для цель. Губернатор одной из провинций Гонконга сообщил прессе, который «Китаю удалось провести испытательный покрой самолета, который может выходить ради пределы атмосферы». Речь идет относительный аналоге американского космического аппарата Х-37В. Но наибольший действие произвел важнейший демонстрационный колорит истребителя пятого поколения j-20.
НЕ ЖДАЛИ
В СМИ подобный самолет называют индексами j-14, j-20, j-x, j-xx и xxj. Последние три придумали спецслужбы Запада. Сразу за появления в Интернете первых снимков истребителя после ним закрепилось название j-20 («Цзянь-20»), которое нынче употребляет и пекинский официоз «Женьминь жибао». Возможно, оно произошло через любительской расшифровки бортового номера 2001 – «образец/форма 20 экземпляр 01».
Патриотичные китайцы также называют самолет «Черным орлом», только в основном сообразно созвучию иероглифов он именуется «грязный шелковый чулок». Слово «грязный» в китайском языке имеет также значения «тайный», «скрытный», «предательский».
Первые сообщения о работе китайцев над истребителем пятого поколения появились в 1995 году. Проектом занимались двое конструкторских бюро. Корпорация shenyang aircraft corporation (sac), она же 601-й институт, работала над схемой «продольный триплан» с v-образным оперением. А chengdu aircraft corporation (cac) – 611-й институт – отрабатывала схему «утка» с v-образным цельноповоротным вертикальным оперением.
В августе 2008 возраст поступило сообщение, который головным разработчиком назначен 611-й институт. Проектом руководит Янг Вей – талантливый ученый, получивший в 19 лет диплом о высшем образовании, а в 35 ставший главным конструктором.
22 ноября 2009 возраст командующий ВВС Китая генерал Вейронг заявил, какой в скором времени состоится проба прототипа истребителя пятого поколения, а в 2017 году его примут на вооружение. По некоторым сведениям, постройка первого опытного самолета началась в мае 2010 возраст, преимущественный сорт планировался для 2012 год. Однако уже в конце декабря 2010 возраст в Интернете появились фотографии истребителя во эпоха наземных испытаний – пробежек сообразно аэродрому.
Это явствует новостью даже ради ЦРУ. Многие авторитетные эксперты не могли поверить. Слишком велика уверенность, какой Китай безнадежно отстал в современных авиационных технологиях. Некоторые специалисты объявили фотографии подделкой. Но временно шли споры о подлинности фотоснимков, появилось видео полета. Уже 11 января опытный пример китайского истребителя пятого поколения j-20 выполнил капитальный закал для аэродроме Чэндунского научно-исследовательского авиастроительного института (cadi) и авиазавода № 132.
Пилот Ли Ган (li gang) поднял машину в 12.50 по пекинскому времени и провел в воздухе 18 минут. С выпущенным шасси он сделал порядочно кругов над аэродромом и успешно выполнил посадку. Самолет сопровождали изрядно истребителей j-10, с которых велась видеосъемка. Сообщалось, какой характер прошел в соответствии с планом.
Официальный Пекин не всего не трубит о новом достижении своего авиапрома, он дочиста молчит. Примечательно, какой государственное информационное агентство «Синьхуа» информационный материал, содержащий нравоучение летчика-испытателя о полете, перепечатало из газеты «Вечерние новости Ченду», которая, в свою очередь, взяла его с одного из интернет-форумов. Такая вот многоступенчатая способ дозированной подачи информации.
В распоряжении экспертного сообщества чтобы оценки китайского проекта истребителя пятого поколения имеются только фотоснимки и видео. Но чтобы специалистов и это немало. Во многом мнения экспертов из разных стран совпадают, и можно получить порядочно объективное изображение о j-20.
Планер китайского истребителя выполнен по аэродинамической схеме «утка». Это моноплан с высокорасположенным дельтавидным (треугольным) крылом большой площади, с передним горизонтальным оперением. Два совсем поворотных вертикальных киля имеют большой угол развала от продольной оси. Носовая пакет с беспереплетным фонарем кабины весьма напоминает американский f-22. Зато задняя пакет очень напоминает российские проекты МиГ 1.44/1.42. Створки шасси экспертами охарактеризованы сиречь «неуклюжие».
Многие эксперты считают, который самолет получился чрезвычайно длинный, «подробный» и перетяжеленный. Поэтому должно сравнить его с другими машинами пятого поколения. Размах крыльев j-20 оценивается в 14 м, длина – 23–24 м (75 футов), взлетная изобилие – до 40 т, наиболее вероятная – 34–36 т.
Американский f-22 имеет массу 38 т, длину – 18,9 м, размах крыльев – 13,56 м.
Американский f-35А: максимальная взлетная изобилие – 31,8 т, длина – 15,7 м, размах крыльев – 10,7 м.
Российский прототип Т-50: максимальная взлетная груда 35,48 т, длина – 20 м, размах крыльев – 14 м.
Российский опытно-испытательный прототип МиГ 1.44: максимальная взлетная видимоневидимо – 35 т, длина – 21,7 м, размах крыльев – 16,3 м.
Как видим, по массе j-20 целый сопоставим с российскими образцами и f-22. Это же касается размаха крыльев. По длине близок к МиГ 1.44 и на 15–20% длиннее остальных. Следовательно, он также предназначен чтобы дальних полетов, в разница от «локального» f-35a.
Самой большой проблемой китайского авиапрома считается двигателестроение. Мало скопировать двигатель. Надо иметь недалеко ключевых технологий, обеспечивающих его длительный рабочий ресурс и надежность. Поэтому особое уважение эксперты уделили силовой установке j-20.
ДВИГАТЕЛИ
Председатель КНР Ху Цзиньтао прибыл 6 января в Институт оборудования ВВС НОАК и от имени руководства Центральной военной комиссии ЦК КПК вручил медаль и диплом главному инженеру института Ган Сяохуа. Главный инженер четыре раза награждался премиями в области научно-технического прогресса, имеет пять патентов, признавался победителем в национальной номинации «Лучший представитель научно-технического прогресса». Вот уже 26 лет он руководит работами в ключевых областях технологий двигателестроения. Очередную награду Ган Сяохуа получил следовать руководство работами сообразно созданию двухконтурного турбореактивного двигателя с форсажной камерой (ТРДДФ) ws-10g fadec (full authority digital engine control – полный цифровая система управления двигателем) ради истребителя нового поколения j-20.
Таким способом информационное агентство «Синьхуа» мягко подсказало, что первенствующий китайский самолет оснащен передовыми китайскими двигателями. Однако мнения экспертов разошлись. Многие уверенно заявили, который двигатели j-20 – российские АЛ-41Ф1С (дело 117С), какие устанавливаются для самолетах Су-35С. Различают их сообразно цвету пластин сопла. У российского двигателя они светлые – «серебристые», а у китайского – темные. На видеозаписи первого полета j-20 значит, какой пластины темные. Значит, двигатели китайские ws-10g. Но у экземпляра с бортовым номером 2001, какой выкатили в конце декабря, пластины светлые. Это означает, который существуют точно минимум два готовых прототипа с двумя разными двигателями, единодержавно из которых российский.
Модернизированный ws-10g «Тайхан» позиционируется будто «двигатель первого этапа» с тягой для форсаже 14 500 кг (сообразно другим данным, 15 000 кг). На «втором этапе» серийные машины будут оснащаться двигателями ws-15 с тягой 16 300 кг. А в дальнейшем их мощность должна возрасти предварительно 18 300 кг. Этот двигатель разрабатывается уже порядком лет и сообразно плану должен поступить в производство к 2020 году.
Двигатель ws-10а Обычный ws-10 развивает для форсаже тягу 13 200 кг. Однако судьба специалистов рассматривает его сиречь экспериментальный и не отличающийся надежностью. Это же относится и к его модернизированному варианту ws-10g. Сомнение вызывает и декларируемая тяга.
справа налево: двигатель j-20, российский АП-31Ф для китайском j-11a, последний — ws-10a на j-11b Во всяком случае неспроста китайская делегация вела для МПП «Салют» переговоры о покупке двигателей АЛ-31ФН (фабрикат 39) семейство 3, отличающихся длительным ресурсом. И предлагала свое участие в испытаниях и доводке нового двигателя АП-31ФМ2. Специалисты, исходя из тяги этих двигателей, пришли к выводу, что другой китайский истребитель проектировался вокруг близнецы двигателя тягой для режиме вообще форсаж в 14 т. Так оно и оказалось.
Двигатель АЛ-31ФН Специалисты однозначно утверждают, кто на фотографии борта 2001 понятно видны двигатели АЛ-31ФН с максимальной тягой 13 500 кг. Однако воздухозаборники отличаются большими размерами. Они явный рассчитаны при более изрядный двигатель, которого временно у китайцев отрицание. Но они его наверняка конструируют. И, вообще значит, следовательно закупают на 100 млн. долл. в год запчастей к двигателям АЛ-31Ф – лопаток, дисков турбин, труб и т.д. Некоторые детали всецело никогда не выходят из строя, но их приобретают. Да и рост запчастей такое, кто хватило желание на некоторый годы вперед. Несложно понять, какой эти детали используются близ конструировании «национального» китайского авиадвигателя. Но пока препарат идет туго, следовательно «второй этап» и распланирован на 10 лет, аж предварительно 2020 возраст. Если продолжить высказывать о воздухозаборниках, то, сообразно мнению специалистов, основными режимами j-20 будут полеты с крейсерской дозвуковой скоростью. Пока у Китая отсутствует двигателей с бесфорсажной тягой, обеспечивающей преодоление звукового барьера.
СУММА ТЕХНОЛОГИЙ
Самолеты xxi века изготавливаются с применением композитных материалов. Трудно повторять, сколь их пошло для j-20, но судя по вибрации, заметной для видеозаписи, он в основном сделан именно из них. Из композитов была изготовлена и носовая часть, которая ранее демонстрировалась для различных авиасалонах. В этом плане китайцы, похоже, не отстают от Европы и Северной Америки, а Россию, верно, даже обгоняют. На нашем Т-50 в глаза бросается туча заклепок.
Еще взаперти сюрприз – беспереплетный фонарь кабины, наподобие на f-22. Да и выполнен китайский аналог для тех же конструктивных началах и в той же геометрии. При этом цельнолитой фонарь явно изготовлен для серийном оборудовании. Не зря ежегодно славный десяток китайских агентов обнаруживается промеж инженеров аэрокосмической отрасли США. В России данная технология пока недоступна. Впрочем, временно трудно выражать, какова прочного цельного фонаря j-20, выдержит ли он сверхзвуковую живость.
Аэродинамика самолета говорит о стремлении улучшить его летные характеристики на небольших сверхзвуковых скоростях, сделать маневренным и сразу экономичным в полете. Эти качества наиболее органичны ради дальнего истребителя-перехватчика, который в одиночку разве в миниатюрный группе может перехватывать бомбардировщики, авиазаправщики, самолеты ДРЛО. Или использоваться точно малозаметный бомбардировщик, в том числе для атаки страшно в океане сообразно ударным авианосным группировкам.
Конструкторы явный хотели получить в самолете отсек вооружения максимальной вместимости. Возможно, этим и объясняется большая длина фюзеляжа. Если отсек сам, то в нем может содержаться противокорабельная ракета большой дальности либо управляемая авиационная бомба крупного калибра. Помимо этого, могут гнездиться дружка боковых отсека для управляемых ракет «воздух–воздух».
Про бортовое электронное оборудование дозволительно излагать только, какой оно скорее всего перенесено с истребителя j-10b alias ранее для нем испытывалось. Это до всего РЛС с АФАР type 1475/klj5. Кроме того, в духе времени должна таиться «стеклянная кабина» с круговым обзором и широкоугольной голографической системой отображения информации.
Суммируя мнения экспертов, дозволительно сказывать, который j-20 временно не дотягивает до уровня самолета пятого поколения. Его вышина может расцениваться лишь ровно 4+. На данном этапе это демонстратор технологий и испытательный летающий стенд.
Конструкторам удалось с помощью грамотного использования стелс-технологий добиться малозаметности. Это наибольшее, чего удалось достичь. Самолет способен развивать сверхзвуковую прыть, но не предназначен чтобы длительных полетов на бесфорсажных режимах работы двигателей со скоростью выше звуковой. Имеющиеся двигатели не соответствуют уровню пятого поколения. Предполагается, который БРЭО, средства РЭБ, учение бортового диагностирования и другие электронные компоненты перенесены с истребителя j-10. Нет данных, прямо либо косвенно свидетельствующих, что Китай располагает высокоточным авиационным вооружением нового поколения.
Однако сам оказия существования j-20 говорит о стремительном развитии китайского авиапрома, о наличии ряда современных технологий и о попытках перейти через копирования к самостоятельному конструированию, быль желание и с использованием заемных компонентов и идей. Уже дозволено вещать о становлении собственных китайских конструкторских школ. 30 лет развития не прошли даром. Не будем забывать, который несколько лет назад многие сомневались в способности КНР выйти в космическое пространство, а сегодня в планах Поднебесной база на Луне. Не удивляйтесь, если к 2020 году j-20 с все китайским двигателем окажется действительно соответствующим пятому поколению и пойдет в серийное производство.
Первый аромат j-20 вызвал волну мнений о появлении рыночного конкурента, способного подорвать спрос на российский Т-50. Хотя пока еще нет ни одного покупателя для Т-50, наподобие и прямо этот самолет, наравне китайскому собрату, паки не обзавелся двигателем пятого поколения. И ждать его выхода в серию, по прогнозам, придется тоже перед 2020 возраст. Если нуль не случится.
По большому счету истребитель пятого поколения, предназначенный для завоевания господства в воздухе, прорыва ПВО на ТВД и перехвата воздушных и морских армад, необходим чуть сверхдержавам и блоку НАТО. Если учесть, кто Индия разрабатывает такой самолет в содружестве с Россией, покупателей ни на Т-50, ни для j-20 не остается. Даже разве он будет стоить «каких-нибудь» 50–70 млн. долл. плюс наземное диагностическое обстановка, плюс тренажеры и обучение, плюс полмиллиона следовать самолето-вылет. И раздельно – высокоточное вооружение, без которого суперсамолет не имеет смысла.
Есть кроме одна беда, которая в ход ближайших 10 лет способна для корню загубить саму идею пятого поколения – это самолеты шестого поколения. Концепция уже понятна – беспилотный ударно-разведывательный комплекс больший дальности и длительного полета. В роли пилота-оператора может выступать и пенсионер, и старшеклассник. Как показала практика, компьютерные игры-симуляторы позволяют под наличии некоторых способностей десятки тысяч людей превратить в классных виртуальных летчиков без обучения в летных училищах, медицинских комиссий и сотен часов налета.
На смену одинокому пилоту идет многоуровневая способ из космических и воздушных средств разведки, связи и навигации; наземных и летающих комплексов автоматизированной обработки информации; беспилотных летательных аппаратов, несущих оружие и средства радиоэлектронной борьбы.
На тактическом уровне ударно-разведывательные БПЛА уже широко задействованы в Пакистане, Афганистане, Йемене и некоторых других горячих точках. США уже свертывают планы закупок f-22 и f-35. Более того, они уже готовы продать f-22 Японии и другим странам, быль кроме вчера на экспорт этого самолета был наложен строжайший запрет. Продать ради защиты через китайского j-20.
Виктор Мясников