Иван кожедуб

Новости

ИВАН КОЖЕДУБ

ИВАН КОЖЕДУБ

Не верите байкам Федорова? Вот вам действительный герой — Иван Кожедуб.

Иван Кожедуб родился 8 июня 1920 возраст в селе Ображеевка ныне Шосткинского района Сумской области, в семье небогатого крестьянина. По окончании неполной средней школы и химико — технологического техникума, в 1939-м в аэроклубе освоил У-2. В 1940 году призван в ряды Советской Армии. На дальнейший год учится в Чугуевской военной авиационной школе летчиков, летает на Ут-2 и И-16. Как одного из лучших курсантов его оставляют на должности инструктора.

В 1941 году с началом войны, миром с персоналом школы, эвакуируется в Среднюю Азию. Там просится в действующую армию. Только в Ноябре 1942-го он получает направление для Степной фронт в 240-й ИАП, которым командовал участник войны в Испании Майор Игнатий Солдатенко. Первый боевой вылет Иван Кожедуб совершил 26 Марта 1943 возраст на самолете Ла-5. Он был неудачным — во срок атаки на пару bf.110 его "лавочкин" был поврежден "мессером", а после обстрелян зенитной артиллерией советской ПВО. Кожедуб сумел довести машину прежде аэродрома, только восстанавливать ее уже не стали…

Следующие вылеты он совершал для старых самолетах и всего месяцем позже получил второй Ла-5, пятибачный вариант, с надписью на борту "Имени Валерия Чкалова" и бортовым номером "75". Целая эскадрилья таких машин была построена на имущество собранные земляками великого летчика. Курская дуга. 6 Июля 1943 года. Именно тут 23-летний пилот открывает частный боевой счет. В том поединке для его вооружении было, верно, чуть одно — отвага. Он мог содержаться подбит, мог погибнуть. Но вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолетами, молодой летчик одерживает первую победу — сбивает пикировщик ju.87. На следующий сутки он одерживает новую победу.

9 Июля Иван Кожедуб уничтожает моментально 2 истребителя Вf.109. Та зарождалась слава выдающегося советского летчика, беспричинно к нему приходил эксперимент. К Октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го ИАП Старший лейтенант Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и один сбил 20 самолетов противника. Он уже для равных дерется с немецкими асами. В его активе — смелость, хладнокровие, точный расчет. Технику пилотирования Кожедуб умело совмещает с ведением огня, но прежде ним — вторично широкое фон шлифовки боевых приемов. В боях за Днепр летчики полка, в котором воюет Кожедуб, встретились с асами Геринга из эскадры "Мельдерс" и выиграли поединок. Увеличил частный счет и Иван Кожедуб. Лишь после 10 дней напряженных боев он самостоятельно сбил 11 вражеских самолетов.

7 Ноября 1943 возраст он был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ изза 26 самовластно сбитых вражеских самолета. 4 Февраля 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. В Мае 1944 возраст командир эскадрильи Капитан Кожедуб получил противоположный Ла-5ФН — подарок колхозника В.В.Конева. Он внес свои мелочь в фонд Красной Армии и попросил построить самолет имени своего племянника, Подполковника Конева, погибшего на фронте. Просьба патриота была выполнена и машину передали Кожедубу. Это был отличный истребитель облегченного типа с номером "14" и надписями, выведенными белым с красной окантовкой: на левом борту — "Имени Героя Советского Союза Подполковника Конева Г.Н.", на правом — "От колхозника Конева Василия Викторовича".

На этой машине Кожедуб сбил 8 самолетов противника, доведя счет своих побед перед 45. Сбил он и маломальски известных немецких Асов. Так, через изрядно дней после получения самолета, для участке действия полка появилась общество немецких "охотников" для машинах, разрисованных черепами и костьми, драконами и прочими эмблемами в эдаком виде. На них летали Асы, одержавшие немало побед на Западном и Восточном фронтах. Особенно выделялась одна оба — с черепами и костьми для фюзеляжах. В активный бой они не вступали, предпочитая поступать со стороны солнца, обычно сзади сверху. Выполнив атаку, точно мнение, вскачь скрывались.В одном из вылетов Кожедуб впопад заметил приближение со стороны солнца мгла "охотников". Мгновенно развернувшись для 180 градусов, он бросился в атаку. Ведущий вражеской туман лобовой атаки не принял и ушел разворотом вверх — для солнце. Ведомый же, не успев повторить маневр своего командира, поздно начал поступать боевой разворот и подставил борт своего fw.190 около удар "лавочкина". Мгновенно вписав в прицел фюзеляж вражеской машины, с намалеванными черепами и костьми, Кожедуб хладнокровно расстрелял его…

После перевода Кожедуба в следующий полк, на "именном" Ла-5ФН воевал предварительно Кирилл Евстигнеев, закончивший войну с 53 личными и 3 групповыми победами и ставший Дважды Героем Советского Союза, а кроме — Павел Брызгалов, одержавший для этой машине 12 побед и ставший к концу войны Героем Советского Союза.В Июле 1944 года Кожедуб был назначен заместителем командира 176-го ГвИАП. Этот полк, первым в Советских ВВС, в Августе 1944 возраст перевооружили для новейшие истребители Ла-7. С Сентября 1944 года, уже в Польше, для левом крыле 1-го Белорусского фронта Иван Кожедуб ведет бои способом "свободной охоты". Сначала он получил трехпушечный вариант истребителя, а кроме пересел для обычный двухпушечный. Именно сей самолет с бортовым номером "27", на котором Иван Кожедуб одержал 17 последних побед, сейчас является украшением коллекции Монинского музея авиации.

К середине 1944 возраст Гвардии Капитан Кожедуб довел счет боевых вылетов прежде 256 и сбитых самолетов противника накануне 48. 19 Августа 1944 возраст он был награжден другой медалью "Золотая Звезда".

В конце Сентября 1944 года по приказу командующего ВВС Маршала А. А. Новикова в Прибалтику для борьбы с истребителями — "охотниками" противника была направлена общество летчиков вокруг командованием Кожедуба. Ей предстояло практиковать назло группы Асов близ командованием Майора Хельмута Вика, изза которым числилось, буде полагаться немецкой пропаганде, 130 побед. Так сошлись благоприятель вопреки друга советская и немецкая школы истребителей-"охотников". В течении всего только нескольких дней боев наши летчики сбили 12 самолетов противника, потеряв чуть два своих. Три победы записал на частный счет Кожедуб. Потерпев столь сокрушительное поражение, немецкие "охотники" были вынуждены прекратить активные полеты для данном участке фронта.

Зимой 1945 года полк продолжал вести напряженные воздушные бои. 12 Февраля шестерка "лавочкиных" провела тяжелый бой с 30 вражескими истребителями. В этом поединке наши летчики добились новой победы — сбили 8 fw.190, из них 3 — для счету Кожедуба. Наши потери — одна машина (пилот погиб).

19 Февраля 1945 возраст, в бою над Одером, Кожедуб вписывает в свою биографию важный штрих — уничтожает реактивный самолет me.262 (wnr.900284.), впрочем фактически установить принадлежность самолета к какому — иначе подразделению на ныне мочь. Мало того, некоторые историки высказывают сомнения в подлинности этой победы.17 Апреля, в пятом следовать день вылете, над столицей Германии, он одержал свои последние победы — сбил 2 fw.190.

К концу войны Гвардии Майор Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и самовольно сбил 62 самолета противника. За высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу 18 Августа 1945 года ему было присвоено звание Трижды Героя Советского Союза.

У каждого летчика — аса частный, присущий всего ему одному, почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба — человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел признаться и бойко взвесить обстановку, лихо встречать в сложившейся ситуации всего регулярный рейс. Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами. Все его полеты представляли собой каскад всевозможных маневров — разворотов и змеек, горок и пикирований… Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Кожедуб совершенно стремился вырывать противника первым. Но возле этом и "не подставиться" самому. Ведь в 120 воздушных схватках он ни разу не был сбит!

Кожедуб изредка возвращался из боевого вылета без победы. Но, будучи ярко одаренным, талантливым человеком, в то же пора непрерывно проявлял великую скромность. Он, примем, никогда не записывал для свой счет сбитый самолет противника, разве прямо не видел, наподобие тот упал для землю. Даже не докладывал.

— Ведь загорелся же немец ! Все видели, — говорили летчики после возвращения на принадлежащий аэродром.

— А подобно он накануне своих дотянет, — возражал в отказ Кожедуб.

Как и некоторый другие наши летчики, Кожедуб никогда не заносил для свой счет и самолеты, уничтоженные вместе с новичками. Вот сам из примеров классической групповой победы, приведенный в его книге "Верность Отчизне": "Август 1943 возраст… Мы получаем приказ немедленно вылететь для статуя большой группы вражеских самолетов. Наша десятка в воздухе. Впереди вижу не менее 40 пикировщиков ju.87 в сопровождении bf.109. Прорвавшись вследствие истребительный заслон атакуем "юнкерсы". Захожу одному в хвост, открываю сияние и вгоняю его в землю… Вскоре "юнкерсы" улетают, но приближанется новая группа — вплоть 20 бомбардировщиков Не.111. В паре с Мухиным атакуем неприятеля.

Передаю ведомому: — Берем к клещи крайнего, — с двух сторон заходим к бомбардировщику. Дистанция подходящая. Командую — Огонь ! Заработали наши пушки. Самолет врага загорелся, начал падать, оставляя после собой шлейф дыма…" (по возвращении на аэродром, сей самолет был записан для счет Василия Мухина).

И таких вот "подачек" в активе Кожедуба было не менее 5. Таким образом, реальное день уничтоженных им самолетов противника несравненно больше, нежели официально значится на его личном счету.

К 62 немецким самолетам официально сбитым И.Н.Кожедубом в годы Великой Отечественной войны, должно прибавить и 2 американских истребителя, сбитых им в самом конце войны. В Апреле 1945 возраст заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского В-17, однако был атакован истребителями прикрытия, открывшими огонь с большой дистанции. С переворотом через крыло Кожедуб опрометью атаковал крайнюю машину. Тот задымил и со снижением пошел в сторону наших войск (пилот этой машины вскоре выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился).

Полупетлей выполнив боевой разворот, с перевернутого положения, Кожедуб атаковал и ведущего — тот взорвался в воздухе. Несколько позже ему удалось рассмотреть белые звезды для незнакомых машинах — это были "Мустанги". Однако дочиста обошлось и Кожедуб, благодаря командиру полка Павлу Чупикову, не пострадал. Этот бой был не единственным посреди советскими и американскими летчиками…

После войны остался на службе в ВВС. В 1949 году окончил Военно — Воздушную Академию. Принимал участие в Корейской войне 1950 — 1953 гг. (командовал 324-й ИАД). В 1956 году окончил Военную Академию Генштаба. С 1971 года в центральном аппарате ВВС, с 1978 — в Группе генеральной инспекции МО СССР. Маршал авиации, Депутат ВС СССР 2 — 5-го созывов. Член Президиума ЦК ДОСААФ. Награжден Орденами Ленина (трижды), Красного Знамени (семь), Александра Невского, Отечественной войны 1-й Степени, Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в ВС СССР" 3-й Степени. Автор книг — "Служу Родине", "Праздник победы", "Верность Отчизне".

Он умер у себя для даче через сердечного приступа 8 августа 1991 года, не дожив двух недель накануне развала великого государства, частью славы которого был он непосредственно.

Оцените статью
Добавить комментарий