Невежество и мракобесие – мотор современного развития :)

Новости

НЕВЕЖЕСТВО И МРАКОБЕСИЕ – МОТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ 🙂

Такая прикольная номер:

Цитата:

Меня пригласили для конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте – интеллектуальной экономике, интеллекте наподобие факторе развития, экономике знаний и т.п. Эта суть мне весьма близка. Вот о чём я скажу на этом ужасно интеллектуальном собрании.

НЕВЕЖЕСТВО И МРАКОБЕСИЕ – МОТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ

Профессор Катасонов рассказал в ЛГ. Он любит задавать студентам такой задача: «Что является главным ресурсом современной экономики?» Ответы разные: нефть, мелочь, знания. И всё мимо. «Главный ресурс современной экономики, — торжественно возглашает профессор, — это дурак. Ему можно впарить всё». Смех в зале.

Забавно, вправду? А для самом деле это не шутка, а, якобы говаривал Остап Бендер, «медицинский оказия». Мотором современного развития являются невежество и мракобесие.

«ОСТАНОВИМ ЕЁ И РАССПРОСИМ: «КАК ДОШЛА ТЫ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ?»

Человечество достигло максимума своей научно-технической мощи в 60-е годы ХХ века. После этого ничего радикального в науке и технике не произошло. Движущей силой этого развития была ракетно-ядерная гонка. Символом и апофеозом научно-технической мощи был выход человека в Космос.

В это время научная профессия была самой модной и престижной, бородатые физики были героями книг и фильмов, их любили девушки, им подражали «юноши, обдумывающие житьё». Я помню, насколько был моден Космос в моё детство – в 60-е годы. Мы знали для память всех космонавтов, я, помнится, выпускала стенгазету с заголовком, которым весьма гордилась: «Новая веха космической эры – радиограмма с далёкой Венеры».

Был осязательный спрос на инженеров-физиков, математиков. Именно физик был в те времена современной версией «положение молодца». Каждая эра порождает свою версию героя нашего времени – беспричинно вот тут это был учёный–физик. Лучшие, умнейшие поступали матшколы, а после в какой-нибудь МИФИ иначе МФТИ. Очевидно: чтобы взаперти стал мировым чемпионом, тысячи должны начать играть в футбол в дворовой команде. Точно так и чтобы некоторый совершил мировое открытие, видимоневидимо должны выйти для старт: прилично декламировать физику-математику, морщить лоб над задачкой из журнала «Квант», стремиться к победе в районной олимпиаде. И вполне эти занятия должны скрываться модными, уважаемыми, престижными. Так тут и было. Быть умным считалось модно. В моё детство был альманах «Хочу всё знать!» — там писали по большей части о науке и технике. И дети в самом деле хотели это вероятно.

Уже в 70-е годы только закончилось горючее в ракете и она вышла для баллистическую орбиту. Всё шло вдруг по-прежнему, только шло по инерции, душа мира ушла из этой сферы жизни. Напряжение ракетно-ядерной гонки принцип сходить для несть. Постепенно ядерные сверхдержавы перестали бесспорно бояться приятель друга и предугадывать побратанец от друга ядерного удара. Страх стал скорее ритуальным: советской угрозой пугали избирателей и конгрессменов в Америке, а «происками империализма» — в СССР. То глотать гонка вооружений продолжалась: большое творение всецело обладает колоссальной инерцией, простой беспричинно его не остановишь: вон у нас советская продовольствие предварительно сих пор не предварительно конца развалилась. (Я имею в виду и техническую инфраструктуру, и броделевские «стркутуры повседневности»).

Гонка вооружений продолжалась, однако такого, чтоб министр обороны США выбросился из окна с криком: «Русские идут!» — такого уже присутствовать не могло. Гонка вооружений со случалось утратила свою пассионарность, стала делом не боевым, а всё больше бюрократическим.

Научно-технические требования правительств к своим научным сообществам понижались. Политическое руководство уже не говорило учёным, будто тов. Берия тов.Королёву, сидя в укрытии для атомном полигоне: «Если эта штука не взорвётся, я тебе голову оторву!».

Соответственно и научная профессия, оставаясь по-прежнему престижной, всё более и более становилась просто одной из профессий, не более того.

Из анналов истории нашей семьи. Отец и дядя моего мужа для рубеже в начале 50-х годов поступили в институты: мой свёкор в Бауманский, а его дружка – в МГИМО. Так вот тот, кто поступил в Бауманский, считался в своём окружении более удачливым и. так выражать, крутым, чем тот, какой поступил в МГИМО. Уже в моё период, в 70-х годах, шкала престижа изменилась на обратную.

Проявлением этого нового духа оказалась знаменитая Разрядка напряжённости, при знаком которой прошли 70-е годы. Всерьёз в военную угрозу никто не верил, не строил бункеры в огороде, не запасался противогазами. Тогда восторженные певцы Разрядки говорили, который это – истинное окончание Второй мировой войны, прямой переход к миру. Вполне вероятно, в духовном, психологическом смысле именно беспричинно и было.

Соответственно и мода на науку, на естественно-техническое навык, на научный личина мышления – систематически сходила на перевелись. Наука ведь не способна развиваться на собственной основе, из себя. Задачи ей всегда ставятся извне. В подавляющем большинстве случаев это задачи совершенствования военной техники. Из себя научное сообщество способно породить только то, какой называется «удовлетворением собственного любопытства ради казённый счёт».

В 60-70-е годы научный путь мышления (т.е. вера в познаваемость мира, в попытка и логическую его интерпретацию) всё больше уступала месту разного рода эзотерическим знаниям, мистике, восточным учениям. Рационализм и свойственный науке позитивизм стал активно расшатываться. В Советском Союзе это официально не дозволялось, что всего подогревало интерес. Великий бытописатель советского общества Юрий Трифонов запечатлел сей переход в своих «городских» повестях. Инженеры, научные работники – герои его повестей — наравне совокупно впадают в мистику, эзотерику, организуют спиритические сеансы. На Западе в это же дата распространилась мода для буддизм, йогу и т.п. учения, далёкие через рационализма и научного подхода к действительности.

Это было одной и предпосылок того, который произошло дальше. Были и другие мощные предпосылки.

«ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ, ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЙ»

Примерно в 60-е годы прогрессивное человечество настигла своеобразная напасть.

Примерно в 60-70-е годы в ведущих капиталистических странах случилось то, чего не оно, человечество, не знало с момента изгнания из рая. То, что об этом никто не трубил и не трубит, лишний единовременно подтверждает неоспоримое: и в своей маленькой жизни, и в общей жизни человечества человек отцеживают пустяки, а большое и суть – даже не замечают. Так какой же такое случилось?

Случилось страшное.

Базовые бытовые потребности подавляющего большинства обывателей оказались удовлетворенными.

Что верно: базовые? Это значит: естественные и разумные. Потребности в достаточной и здоровой пище, в нормальной и даже не лишённой определённой красоты одежде по сезону, в будет просторном и гигиеничном жилье. У семьи завелись автомобили, бытовая техника.

Ещё в 50-е и в 60-е годы это было американской мечтой – мечтой в смысле доступным больно не всем. В Англии 50-х годов даже родилось такое название subtopia – склеенное из двух слов «suburb» (пригород) и «utopia»: мечта о собственном домике в пригороде, оснащённым всеми современными удобствами.

Пару лет наоборот назад блогер divov разместил в своём журнале обольстительный материал на эту тему. Это перевод фрагмента воспоминаний о жизни в Англии, в провинциальном шахтёрском городке рубежа 50-х и 60-х годов. Так вот там для весь городок была одна (!!!) ванная, «удобства» у всех жителей были для дворе, жизнь ночных горшков к утру покрывалось льдом, мама стирала в корыте, фрукты покупались всего коль кто-то заболевал, а цветы – коль умирал.

Так вот достаточный житейский комфорт и обеспеченность стали доступны положим двум третям населения в конце 60-х – начале 70-х годов. С напряжением, с изворотами, только – доступны. Речь, вестимо, идёт о «золотом миллиарде».

Прежде этого не было никогда в истории и нигде в мире! До этого нормой жизни простолюдинов была слабость. И повседневная напряжённая борьба следовать фрагмент хлеба. Так было во всех – подчёркиваю: всех! – странах мира. Перечитайте при этим углом зрения реалистическую литературу через Гюго и Диккенса до Ремарка и Драйзера, почитайте «Римские рассказы» 50-х годов итальянского писателя Альберто Моравиа – и вам всё достанет понятно.

И вот всё дивно изменилось. Нормальный, средний работающий обыватель получил сносное жильё, оснащённое современными удобствами и бытовой техникой, он стал прилично трескать, стал купить новую одежду.

Мне доводилось беседовать с пожилыми европейцами, которые помнят этот тектонический сдвиг, сей эпохальный переход, сей … даже и не знаю, вроде его назвать, до того он эпохальный. Помню, безраздельно итальянец рассказывал, словно после войны у него была мечта: съесть большую тарелку щедро сдобренных сливочным маслом макарон. А в на излёте 60-х годов он якобы обнаружил, который «non mi manca niente» — дословно «у меня сносный не нет». А это бесконечно! Что же получается? Человек отодвигает тарелку и говорит: «Спасибо, я сыт»? Что же дальше?

Иными словами, пример развития, основанная для удовлетворении нормальных потребностей на заработанные людьми казна, исчерпала себя. У людей не было и не предвиделось ни роста наличных денег, ни роста потребностей. Бизнес мог вырастать только с ростом населения, которое тоже словно вопреки прекратило доза в развитых странах.

Достоевский в «Подростке» пророчил. Наестся человек и спросит: а который же дальше? Смысл ему жизни подавай. Или некоторый какие цели.

Но в реальности спросил не человек. Его опередили. Опередил глобальный бизнес. Он капитальный спросил «Что дальше?» и перворазрядный нашёл ответ.

Капитализм не может скрываться без экспансии. Глобальному бизнесу нужны новые и новые рынки сбыта. И эти рынки были найдены. Они были найдены не после морями (там уже было к тому времени нечего ловить), а В ДУШАХ ЛЮДЕЙ.

Капитализм начал уже не умилостивлять, а варганить всё новые, и новые потребности. И триумфально их исполнять. Так, операторами сотовой связи создана нужда поминутно болтать по телефону, фармацевтическими корпорациями – потребность всетаки перехватить таблетки, фабрикантами одежды – менять её едваедва не всяк погода и быстро во всяком случае – какойнибудь эпоха.

Можно также делать новые опасности – и защищать через них с через соответствующих товаров. Защищают через только: через перхоти, от микробов в унитазе, через излучения сотового телефона. Как маркетолог могу утверждать, какой для российском рынке лучше только идёт пример «бегство через опасности».

На капитальный порядок вышел маркетинг. Что такое маркетинг? В сущности, это порядок о книга, только впендюрить ненужное. То лупить подобно исполнять так, чтобы ненужное показалось нужным и его купили. Почему маркетинга не было раньше, в ХiХ, примерно, веке? Да потому, кто нужды в нём не было. Тогда производились нужные товары и удовлетворялись реальные потребности. А коли необходимо следует отыскать потребности ложные – вот тут и понадобился маркетинг. Такова же роль тотальной рекламы.

Маркетологи испытывают профессиональную гордость: мы не удовлетворяем потребности – мы их создаём. Это в самом деле беспричинно.

Для того для люди покупали что попало, разумные доводы отменили. Поскольку слово идёт о навязанных и ложных потребностях – рационально обсуждать их опасно. Очень свободно может оказаться, что они – ложные, а то, о чём, говорят, не существует в природе и сплошь не может заключаться в силу законов приоды. Навязывание потребностей происходит строго для эмоциональном уровне. Реклама апеллирует к эмоциям – это более низкий пласт психики, чем авторитет. Ниже эмоций – только инстинкты. Сегодня объявление всё больше апеллирует прямо к ним.

Для того, ради дело шёл бодрее, необходимо устранить препятствие в виде рационального сознания, привычек критического мышления и научных знаний, распространённых в массах. Очень хорошо, какой эти привычки и знания стали расшатываться ещё для предыдущем этапе. Всё это мешает глобальной экспансии капитализма! Это мешает идти море ненужных и пустых вещей.

Вообще, включать критическое и рациональное мышление сегодня – не необходимо. Это не модно, не современно, не trendy. С.Г. Кара-Мурза все говорит о манипуляции сознанием (собственно, одноимённая книжка и принесла ему известность). Это не поголовно так. Глобальный капитализм замахивается на задачу более амбициозную, чем средство сознанием. Манипуляция сознанием – это всё-таки точечное жульничество, разовая подтасовка. А теперь диатриба идёт о глобальном формировании идеального потребителя, все лишённого рационального сознания и научных знаний о мире. Известный философ Александр Зиновьев поди сказал, кто идеальный потребитель – это что-то вдруг трубы, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку.

Кто такой идеальный потребитель? Это абсолютно невежественный, жизнерадостный придурок, живущий элементарными эмоциями и жаждой новизны. Можно твердить, не придурок, а деликатнее – шестилетний ребёнок. Но ежели в тридцать лет у тебя психика шестилетнего – ты всё рано придурок, якобы ни деликатничай. У него гладкая, не обезображенная лишними мыслями физиономия, обритая бритвой «жилет», белозубая улыбка, обработанная соответствующей зубной пастой. Он бодр, позитивен, динамичен и однако готов. Потреблять. Что именно? Что скажут – то и будет. На то он и идеальный потребитель. Он не довольно ныть: «А не кто мне иной айфон, когда я старый-то не освоил? И сплошь мне это не должен». Ему надо быть должен – всё. Схватив новую игрушку, он принужден немедленно бросать прежнюю.

Он принужден постоянно перекусывать, испытывая «райское наслаждение» и рядом этом героически бороться с лишним весом. И под этом не читать идиотизма своего поведения. Он вынужден все болтать по телефону, и близ этом исступлённо экономить для услугах сотовой связи. Он обязан (это уже скорее – она) безвыездно защищать своих близких от микробов, какой вообще-то дословно не надо и даже вредно. И суть, он повинен должен – надо всему, какой ему скажут, не требуя доказательств.

Вообще, закоренелый феномен рационального доказательства, какой когда-то был большим достижением античной цивилизации и с тех пор неразрывен с мыслящим человечеством, для глазах угасает и грозит исчезнуть. Люди уже не испытывают в нём потребности.

СМИ – ВИРТУАЛЬНЫЙ «ОСТРОВ ДУРАКОВ»

Для воспитания позитивного гедониста – идеального потребителя, который неослабно радует себя покупками, обжирается и близ этом активно худеет, не замечая нелепости своего поведения, необходима повседневная целенаправленная произведение сообразно оболваниванию масс.

Главнейшую роль в этом деле играет телевидение словно наиболее потребляемое СМИ, но этим действие не ограничивается.

Потребление не рассуждать «духовного», только положим: «виртуального» продукта должен тоже непрестанно радовать или, во всяком случае, не огорчать затруднительностью, непонятностью, сложностью. Всё должно лежать радостно и позитивно. Любая информация о чём угодно должна низводить всё накануне уровня элементарной жвачки. Например, любые великие люди должны представать будто объект кухонных пересудов, вдруг такие же простые и глуповатые, вроде сами зрители, и даже не сами зрители, а чистый те идеальные потребители, которых из зрителей планируется вырастить.

Ни о чём потребитель не принужден бараб: «Этого я не понимаю» alias «В этом я не разбираюсь». Это было желание огорчительно и не позитивно.

Когда-то М.Горький писал, какой наедаться чета типа подхода к созданию литературы и прессы для народа. Буржуазный подход – это добиваться опустить тексты перед уровня читателя, а дальнейший подход, советский, – поднять читателя до уровня литературы. Советские писатели и журналисты, — считал Горький, — должны поднимать читателя до уровня понимания настоящей литературы и дочиста серьёзных текстов. Современные СМИ не опускаются до наличного уровня читателя – они активно тянут этого читателя вниз.

Всё шире распространяются книжки-картинки, однако не для трёхлетних, подобно это было весь, а ради взрослых. Например, удачное издание этого типа – задний период новейшей истории СССР и России в картинках от телеведущего Парфенова.

В сущности, современные СМИ – это виртуальный Остров Дураков, блистательно описанный Н.Носовым в «Незнайке для Луне». Мне кажется, который в этой сатире автор поднимается предварительно свифтовской возвышенность. Речь в этом замечательном тексте идёт, кто забыл, вот о чём. На общеизвестный остров свозят бездомных бродяг. Там их безостановочно развлекают, показывают детективы и мультики, катают для каруселях и др. аттракционах. После некоторого времени пребывания там, надышавшись отравленным воздухом этого острова, нормальные коротышки превращаются в баранов, которых стригут, получая доход от продажи шерсти.

Наши СМИ исправно поставляют заказчикам баранов ради стрижки.

Заказчики в узком смысле – это рекламодатели, а заказчики в широком смысле – это глобальный бизнес, чтобы которого необходимы достаточные контингенты потребителей. Как советская пресса имела целью коммунистическое воспитание трудящихся, несомненно так сегодняшние СМИ имеют целью воспитание идеальных потребителей. Только совершенно оболваненные граждане способны вменять целью жизни непрерывную смену телефонов разве непрерывную трату денег на радующие буркала пустяки. А некогда это беспричинно – граждан надо привести в надлежащий тип, т.е. оболванивать.

Оболванивание начинается со школы, с детских журналов с комиксами, которые покупать позволительно везде, в то сезон сиречь более разумные журналы распространяются только по подписке и нигде не рекламируются. Я сама с удивлением узнала, который издаются газеты и журналы нашего детства «Пионерская ейей», «Пионер». Но они нигде не проявляют себя, школьники о них не знают, это что-то подобно подпольной газеты «Искра». Этих изданий (качество которых тоже не идеально, но полный сносно) отсутствует ни в школьных библиотеках, ни в киосках, их гуртом нет в обиходе. В результате большинство детей читают всего фэнтези, какой готовит их к восприятию гламурной прессы, дамских и детективных романов и т.п.

Результатом такой целенаправленной политики является невозможность и немыслимость никакой серьёзной дискуссии в СМИ, дочиста никакого серьёзного обсуждения чего бы то ни было. Даже если желание кто-то такое обсуждение и затеял, оно желание простой не было никем понято и поддержано. Американские специалисты установили, что закономерный взрослый американец-телезритель не способен впитать и отслеживать последовательное развёртывание какой-либо темы долее трёх минут; дальше он теряет нить разговора и отвлекается. Относительно нашей аудитории данных нет. Сделаем лестное для нашего патриотического чувства предположение, какой наши в платье раза умней. Тогда они могут слушать не три минуты, а, возьмем, шесть. Ну и что? О каком серьёзном обсуждении может вообще отправляться речь?

Характерно, кто даже люди с формально высоким уровнем образования (т.е. имеющие дипломы) не ощущают необходимости в рациональных доказательствах какого желание то ни было утверждения. Им не требуются ни факты, ни логика, порядком шаманских выкриков, чистый получившего в последнее дата широкое хождение универсального способа аргументации: «Это так!»

На своих занятиях с продавцами прямых продаж (практически вполне с высшим образованием, полученным ещё в советское срок – учителя, инженеры, экономисты, врачи) я нередко убеждалась: людям не нужна аргументация. Она всего занимает эпоха и попусту утяжеляет выступление. Аргументированное выступление воспринимается чистый нудное. «Вы скажите, точно оно пожирать, и действие с концом». Гораздо лучше всяких аргументов воспринимается то, что Руссо называл «эмоциональными выкриками» и приписывал доисторическим дикарям.

Привычка взирать любимых телеведущих формирует слепок (знать, неосознанное): главное не что говорится, а главное – кто говорит. Если говорит люди уважаемый, желанный, симпатичный – всё принимается за истину, «пипл схавает». Люди испытывают нужда догадываться «говорящую голову» для телеэкране, понимание даже простого текста в печатном виде очень трудно. Недаром многие мои слушатели охотно приобретают видеозаписи моих выступлений, хотя много проще (с точки зрения традиционной) их прочитать.

ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ?

В простоте своей министр Фурсенко проболтался: цель конструкция – воспитание культурного потребителя. И современная подвид – средняя и высшая – постепенно подтягивается к данной задаче. Не моментально, но подтягивается.

Чему днесь учат? Как себя вести в социуме, ровно вписаться в коллектив, как сделать видеопрезентацию тож написать cv. А физика с химией – это нудьга, совок, прошлый дата.

Не так издревле для улица Энтузиастов висел билборд, изображающий симпатичную «молекулу серебра», содержащуюся уж не помню в чём – кажется, в –дезодоранте-антиперспиранте. Идиотизм этой рекламы среди трудящихся моей компании заметила только одна пожилая женщина – инженер-химик по дореволюционной профессии. Потом билборд сняли.

Знать, в смысле вмещать в голове, – учат нас – ничто не должно. Всё можно посмотреть в Яндексе. Это очень продуктивная апогей зрения. Если люди ничто не знает, то ему можно впарить всё. А пустая голова очень хороша ради закачивания в неё подробностей тарифных планов сиречь свойств разных сортов туалетной бумаги.

В этом деле достигнуты огромные успехи. Мне периодически надо беседовать с молодыми людьми, поступающими к нам на работу. Они прилично держатся, опрятно выглядят, имеют некоторые навыки селф-промоушена и вокруг этом являются совершенными дикарями: не имеют представления ни об истории, ни о географии, ни о базовых законах природы. Так, у нас работала учительница истории сообразно образованию, не знающая, кто такие большевики.

Чего голову-то забивать? Знать надо точный другое. Как-то единовременно я прошла в интернете тест на ведение разных модных штучек, свойственных, по мнению устроителей, образу жизни среднего класса. Тест я позорно провалила, противоречие пришёл такой: даже странно, который у вас трескать компьютер и интернетом, чтобы пройти этот тест.

Вот именно на образование такого рода знатоков и рассчитаны современные учебные заведения и современные образовательные технологии.

Мракобесие и невежество – это последнее прибежище современного капитализма. Это не простой признанный недостача современного общества – это его верховный компонент. Без этого современный рынок существовать не может.

Логичный вопрос: что же в таком случае довольно оказывать новые товары ради «впарки» идеальным потребителям? И кто будет вести человеческое стадо, кто довольно пастухами? Очевидно – идеальные потребители ради этой цели не годятся. В современных США теперь эту роль играют выходцы из стран третьего мира, из бывшего СССР. Что будет дальше – трудно повторять. Современный капитализм, полностью современная западная цивилизация не смотрит вперёд, ей главное – сегодняшняя экспансия. И она достигается посредством тотальной дебилизации населения. Потому кто это – ныне преобладающий ресурс.

http://domestic-lynx.livejournal.com/50493.html

Оцените статью
Добавить комментарий