Пилоты остаются на земле: дроны

Новости

Пилоты остаются на земле: Дроны

Пилоты остаются на земле: Дроны

БПЛА являются, значит, самым выдающимся достижением в авиации за последнее десятилетие. благодаря этим аппаратам кардинально меняются представления о технологии ведения боевых действий в ХХi веке. уже сегодня в военных и гражданских целях используется подле 8000 беспилотников. их день будет вырастать.

Тема беспилотных летательных аппаратов не сходит со страниц прессы. Почти какойнибудь день БПЛА упоминаются в информационных сводках изгорячих точек – от Ливии, где незадолго был сбит беспилотный вертолет, накануне Афганистана, где ударный predator «дружественным огнем» поразил двух американских солдат…

Очевидно, который беспилотная авиация будет играть полный более важную роль в военной, разведывательной и научно-исследовательской областях. Сегодняшние беспилотные системы – подвиг кооперации высокотехнологичных отраслей, и современному БПЛА недовольно составлять летательным аппаратом с хорошей аэродинамикой и оптимальными летными качествами. Во-первых, «беспилотник» обязан присутствовать включенным в систему uas (unmanned aerial system) и поступать коллективно с нею в качестве исполнительного звена. Во-вторых, уже соборно с uas его надлежит интегрировать в глобальное сетевое информационно-управляющее пространство С4i (управление-контроль-связь-разведка) в качестве, наподобие теперь принято повторять, интероперабельного участника ее инфосферы. Еще одна проблема связана с тем, что сообразно мере развития флота БПЛА этим аппаратам придется доставать согласие летать в неразделенном воздушном пространстве купно с другими ЛА, соблюдая кругом правила безопасности полетов и не создавая потенциальных угроз воздушному движению. Наконец, беспилотные системы требуют высокой квалификации операторов станций управления. Теперь, опричь качественного выполнения технических задач, через персонала станций необходимо обращать почтение для гуманитарную сторону своей миссии – ведь зачастую от принятых изза пультом решений зависят человеческие жизни.

Ближневосточная премьера

Первый боевой беспилотник современного вида iai scout (oriole) был показан Израилем на авиасалоне в Ле-Бурже в 1978 году. В 1982-м, в военной операции в Ливане вопреки сирийских войск, Израиль с через своих «Скаутов» дезорганизовал систему ПВО, которую затем «прикончили» израильские штурмовики. Получив достоинство в воздухе, Израиль довел конфликт прежде победы. Теперешний лидер сообразно части беспилотных дронов – США – серьезно взялся после действие только в середине 1990-х.

Сегодня в США этой теме уделяется приоритетное уважение – в 2010 году там выделено $5,4 млрд для разработку, закупку и эксплуатацию беспилотной техники, который вдвое больше, чем было затрачено в течение всех 1990-х. Серьезным конкурентом США остается Израиль, какой производит очень неплохие uav, пользующиеся неизменным спросом во многих странах, включая Россию.

Они собираются в стаи

В динамично развивающейся сфере разработки и создания беспилотных систем можно выделить наиболее перспективные направления. Прежде только потребно отметить переход на использование беспилотных платформ многофункционального назначения в качестве, примем, разведывательно-ударных uav, вооруженных высокоточным оружием и действующих по принципу «прямо разведал, прямо поразил собственным оружием». Причем дозволено излагать о наметившемся движении в сторону использования вооруженных uav легкого и мини-класса, более дешевых и удобных в применении, в том числе в составе группы («стаи»). В рамках этой задачи форсируются программы разработки высокоточных ракет и бомб малых калибров – от 1,5 накануне 30кг – ради вооружения легких uav со взлетным весом 200–450 кг, не способных «брать» вооружение типа ракет hellfire (вес 50 кг) и бомб gbu-12 (250 кг), которыми вооружены средне-тяжелые uav predator-ia (взлетный авторитет возле 1000 кг) и reaper (взлетный значение 4500 кг)

Еще одно направление – разработка для базе легких uav невозвращаемых барражирующих боеприпасов (в качестве примера позволительно привести израильский harop), действующих сообразно принципу «выслеживаю и обнаруживаю свою цель, а затем сообразно команде оператора пикирую на нее». Также существуют проекты размещения для БПЛА оружия нелетального воздействия ради вывода из строя «кибернетических» систем противника (без нанесения ущерба людям) в виде беспричинно называемых e-bomb, генерирующих мощное электромагнитное излучение приблизительно подрыве заряда, а также бортовых микроволновых пушек.

В последнее дата получает распространение технология опционально-пилотируемых аппаратов opv (optionally piloted vehicles), способных летать словно в бесплотном, так и в пилотируемом вариантах. Они строятся для базе сертифицированных легких ЛА, что позволяет более просто решить проблему включения этих «полубеспилотников» в неразделенное воздушное пространство и создавать в нем более свободные тренировочные и демонстрационные полеты.

Особое уважение уделяется исследованию проблем «интеллектуальных» групп («стай») uav, выявленных во время демонстраций управления группой вполете, и реализации преимуществ распределенной структуры беспилотной группировки для более эффективного планирования полетного задания и проведения боевых операций. В настоящее век распространение получает согласительный стандарт stanag4586, регламентирующий взаимодействие оператора с единичными БПЛА и сгруппой БПЛА для всех уровнях операционной совместимости. Стандарт определяет архитектуру, интерфейсы, коммуникационные протоколы, элементы данных и форматы сообщений, применяемых в управлении аппаратами иво взаимодействии между ними.

Еще одно новшество – демонстрационные полеты с автоматической дозаправкой БПЛА от пилотируемого танкера или танкера-беспилотника.

Издали виднее

Не случайно термин uav (БПЛА) в наши дни полный чаще заменяется понятием беспилотной системы воздушного базирования (uas), которое более ейей отражает продовольствие сложных автоматизированных комплексов, связанных с эксплуатацией «беспилотников». Беспилотная авиационная порядок uas – это инфраструктура в виде стартовых площадок, ВПП, систем запуска и возвращения «беспилотника», аэродромные команды, средства обеспечения самих uav, станции управления с командой квалифицированных операторов.

uas используют две концепции работы с uav: в удаленном на многие километры от зон полетов uav режиме и в режиме с размещением станций управления и стартовых площадок практически поблизости с местом проведения беспилотных операций. Удаленное господство осуществляется почти проведении долговременных стратегических операций и/либо очень ответственных разведывательно-ударных. В качестве примера дозволено привести господство высотным стратегическим разведчиком global hawk, а также операции сообразно выслеживанию и ликвидации руководителей «Талибан» и «Аль-Каиды» с применением средне-тяжелых вооруженных разведывательно-ударных uav predator и reaper.

Для решения задач удаленного управления используются брат типа станций. Первая находится подле через места событий и решает чисто пилотажные задачи: гарантия взлета, коллекция возвышенность, освобождение на заданный способ, возвращение и посадка. Этим занимаются операторы-пилоты – словно правило, из числа бывших летчиков. «Недалеко от места событий» в данном случае означает, какой uav дислоцируются на базах рядом границ, положим Ирака и Афганистана, или, предположим, в Саудовской Аравии, перелет из которой чтобы полно дальнобойных predator и reaper не представляет особых проблем. Другая станция, управляющая всей целевой операцией «беспилотников» сообразно спутниковым каналам, находится на территории США для удалении более 15000 км, положим, для авиабазе ВВС США Крич в Неваде. Операторы-расшифровщики, операторы-аналитики, операторы-навигаторы производят детальный анализ получаемой с борта БПЛА видеоинформации, вносят необходимые коррективы в ход операции, принимают нужные решения и дают отмашку дрону на их изготовление. Эти специалисты используют поддержку экспертных систем, систем компьютерного зрения, автоматического распознавания целей, а в последнее срок вторично и технологии спортивных телеканалов, позволяющие в толчее событий встречать тот сущий спешный и впечатляющий ракурс.

В задачах управления «беспилотниками», участвующими в армейских операциях оперативно-тактического плана, применяются мобильные наземные станции, оборудованные видеотерминалом. Станция находится близко через стартовых площадок и от места проведения операции. В США решено унифицировать мобильные станции, для они могли подвизаться с разными типами uav. Легкие армейские uav для небольших подразделений (группа, взвод) управляются спомощью портативной аппаратуры.

«Беспилотники» в сетях

xxi век положил закон интенсивному внедрению глобальной информационно-управляющей системы на основе технологий, обеспечивающих понимание боевых действий (ncw, network-centric warefare), без чего уже становится немыслимым развитие всех видов авиации и беспилотной втом числе. Технология ncw включает объединенную систему связи, командования, разведки, управления, обработки и анализа информации c4i, а также систему мероприятий ведения «информационных войн». Чтобы гнездиться включенными в c4i, беспилотные авиационные системы оборудуются линиями передачи данных (ЛПД) по технологии коллективного обмена. Информационная поддержка операций обеспечивается внешними источниками в виде самолетов awacs, ретрансляторов, радиотехнической разведки, атакже спутниковых связных и разведывательных систем. Это должно обеспечить необходимую ситуационную осведомленность операторов и организовать операционную совместимость со всеми участниками операции. На uav легкого и мини-класса устанавливаются ЛПД особенно в миниатюризированном исполнении.

Право для небо

Беспилотники по-прежнему продолжают проверять давление служб УВД и обеспечения воздушной безопасности, а также ИКАО, easa, eurocontrol, Всемирной ассоциации диспетчеров и др. Представители этих организаций считают, кто «беспилотник» может присутствовать в неразделенном воздушном пространстве, то лакомиться летать в нем совместно с другими ЛА, всего буде он сообразно своему поведению будет неотличим через пилотируемых аппаратов и не создаст потенциальной опасности столкновений в воздухе. Для этого для борту uav стоит заключать автономную систему, которая, действуя вдруг пилоту ВС, будет сам оценивать воздушную обстановку, обнаруживать опасные объекты и варганить маневры уклонения в автоматическом режиме. Надежность такой бортовой системы – необходимое сделка для решения проблемы сертификации БПЛА и их допуска к полетам в мировом воздушном пространстве. Эта способ реализует норма «чувствую и уклоняюсь» (sense and avoid) и носит слово saa. Согласно американским планам, системы saa начнут устанавливаться для всех американских uav начиная с 2012 возраст. Сенсорами системы saa служат малогабаритные РЛС-системы, видеокамеры круглосуточного действия, а будут снова и новейшие векторные акустические датчики, выполненные в миниатюрной конструкции сообразно технологии mems, кто делает удобным их ситуация на самых легких «беспилотниках». Системы saa уже испытаны и проходят демонстрацию в реальных полетах.

global hawk: Наследник легендарного высотного разведчика u-2, сей БПЛА поражает своими размерами. Размах крыльев больше, чем у boeing-737

raven: Армейский разведчик, чье слово переводится наравне «ворон», запускается непосредственно с руки, а носят его в походном ранце.

rq-170 sentinel: hовейший секретный разведывательный БПЛА, построенный сообразно схеме «летающее крыло» и по технологии «стелс»

mq-8 fire scout: Беспилотный морской вертолет. Сконструирован для разведки, впрочем в будущем пожалуй придание машине ударных функций.

Российский комплекс БПЛА Иркут-850

Предназначен для разведывательно-транспортировочных целей. Комплекс состоит из двух опционально пилотируемых мотопланеров stemme s-10vt, наземной системы управления исредств технического обслуживания

Дозаправка БПЛА в воздухе

С целью повышения автономности и дальности полета разведывательных БПЛА отрабатываются технологии дозаправки аппаратов в воздухе. Дозаправка может осуществляться словно с пилотируемого ЛА, так и с другого «беспилотника». На снимке взаперти global hawk «делится» топливом с другим

Операторы, работающие с видеоинформацией, поступающей в реальном времени с борта БПЛА, точный захлебываются в потоках поступающих видеокадров, в которых надо быстро разобраться, определить нужное, принять решение, а кроме его выполнить. Ситуация осложняется тем, который часто в качестве цели выступают живые людиОбъем производства

По объемам производства и широте ассортимента БПЛА лидируют со своими 32,5% США, в тройке лидеров Израиль (12,6%), кроме идут Англия (5,6%) и Россия (5,5%). Объем мирового рынка беспилотников в 2009 году составил $4,4 млрд, а его количество к 2016-му прогнозируется на уровне $5,2–5,4 млрд.

Самые-самые беспилотные самолеты

cамый дальнобойный: стратегический, тяжелый высотный разведчик global hawk. Способен за число осмотреть более 100 000 км2, летая для высоте 18–20 км

cамые используемые: вооруженные разведывательно-ударные беспилотники predator-А, reaper, после котoрыми вот-вот последует новейшая образец из этого семейства – реактивный avenger с ракетами и бомбами во внутренних отсеках

cамый микроскопический: uav x-47b палубного базирования в виде «летающего крыла» сообразно технологии «стелс». Находится на стадии испытаний, с палубы начнет летать в 2014 году

cамый секретный: uav rq-170 тоже в виде летающего крыла и, словно говорят, вооружен микроволновой пушкой

Самый массовый: армейский разведчик raven, запускаемый рукой

Самый непохожий: скудный gmav переносится солдатом в рюкзаке, может летать близ часа и орудовать разведкой для дистанции до 1000 м, взлетает и садится вертикально

Самые-самые беспилотные вертолеты

cамый «желанный» в ВМС США: палубный вертолет firescout ради разведки и точного наведения ударных самолетов. Находится в небе до 8 часов, летает на 200 км, весит 1,5 т; его готовят к вооружению управляемыми ракетами

cамый многофункциональный: морской вертолет hummingbird, весом 3 т для ведения разведки, доставки грузов, нанесения ударов ракетами hellfire; имеет «самолетную» дальность полета, может замечаться в воздухе до 8 часов

cамый модернизированный: морской вертолет little bird ради задач разведки и нанесения ударов, создан на базе серийного АН-6

cамый «неамериканский»: австрийский camcopter s-100 весом 200 кг ради ведения разведки и нанесения ударов, может пребывать вооружен легкой многофункциональной ракетой

Автор Олег Титков

Оцените статью
Добавить комментарий