Сравнительная история зверств

Новости

Сравнительная история зверств

Сравнительная происшествие зверств

На протяжении почти всей истории человеческая прокормление стоила в Западной Европе ничтожно бедно. Сегодня без погружения в специальные исследования даже трудно представить себе западноевропейскую традицию жестокосердия во всей её мрачности.

Английская «королева-девственница» Елизавета i отрубила голову не только Марии Стюарт, она казнила ещё 89 тысяч своих подданных. В предпочтение от своего современника Ивана Грозного, называвшего её «пошлой девицей», Елизавета (чья мать, Анна Болейн, благовременно, тоже была обезглавлена) не каялась в содеянном ни прилюдно, ни келейно, убиенных в «Синодики» не записывала, денег на вечное поминовение в монастыри не посылала. Европейские монархи таких привычек вообще сроду не имели.

Будете в Лондоне — купите билет на обзорную экскурсию сообразно центру города в открытом двухэтажном автобусе. Там уплетать наушники, позволительно слушать объяснения для разных языках, включая русский. У Гайд-парка вы услышите, кто там, где теперь «уголок оратора», находилось территория казней. Казни были основным общественным развлечением лондонцев в ход многих веков.

Главная виселица представляла собой хитроумную поворотную конструкцию: там, на разновысоких балках, были 23 петли, так что она, правдоподобно, что-то напоминала англичанам — то ли ёлку с украшениями, то ли что-то ещё. У неё было и более нейтральное имя — «машина Деррика», по фамилии самого заслуженного из здешних палачей, бытовала даже поговорка «надёжный, точно машина Деррика».

Там, где сегодня Паддингтонский вокзал, стояла ещё одна знатная виселица, устроенная, в награда через предыдущей, без всяких затей: три столба, три перекладины, по восемь петель на перекладине, беспричинно который дозволительно было купно повесить 24 человека — на одного больше, чем «у Деррика». Историк Лондона Питер Акройдперечисляет ещё с дюжину известных мест казней, добавляя, какой нередко виселицы стояли просто для безымянных перекрёстках. И работали они без простоев, недогрузки не было. В толпе зрителей срок от времени случалась давка, день затоптанных насмерть некогда (в начале xix века) достигло двадцати восьми.

Охота ради зубами

Жестокость якобы стихийное бедствие

Московское издательство ad marginem выпустило в 1999 году перевод работы Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать» (подходящий, на обложке — очередное сдирание кожи), содержащей немало цитат из предписаний сообразно процедурам казней и публичных пыток в разных европейских странах рядом перед середины прошлого века. Европейские затейники употребили немало фантазии, для исполнять казни не всего предельно долгими и мучительными, но и зрелищными — одна из глав в книге Фуко озаглавлена «Блеск казни». Чтение не для впечатлительных.

Жестокость порождалась постоянными опустошительными войнами западноевропейских держав уже после Средних веков (которые были ещё безжалостнее). Тридцатилетняя война в xvii веке унесла половину населения Германии и то ли 60, то ли 80% — историки спорят — населения её южной части. Папа Римский даже покамест разрешил многожёнство, воеже восстановить народное поголовье. Усмирение КромвелемИрландии стоило ей 5/6 населения. От этого удара Ирландия не оправилась уже никогда. Что касается России, она для своей территории едваедва семь веков, промеж Батыем и Лениным, подобных кровопусканий не знала и с такой необузданной свирепостью нравов знакома не была.

Сожалею, только придётся изъявлять неприятную вещь: прецедент западной цивилизации не настраивает для порядочный оптимизм — настолько кровопролитной и зверской была её практика. И не всего в далёком прошлом — в недавнем ХХ веке тоже. По размаху кровопусканий и зверств ХХ время превзошёл любое прошлое. По большому счёту, отсутствует гарантий, кто эта цивилизация не вернётся к привычной для себя практике. Это значительно, много более серьёзный проблема, чем привыкли дышать наши западолюбивые земляки. Зная то, какой мы знаем о западной цивилизации (частью которой был Гитлер), трудно не констатировать: её самолюбование выглядит изрядно странным.

Звучит неожиданно? Тогда процитирую одного из виднейших историков современности, оксфордского профессора Нормана Дэвиса: «Всякий согласится, который преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное основание его претензий, включая и прошлые его претензии».

* * * * * * *

По подсчётам историка Р.Г.Скрынникова, знатока эпохи Ивана Грозного, при этом царе было безвинно казнено и убито через 3 предварительно 4 тысяч человек. Скрынников настаивает, который мы имеем изделие не с чем иным, вдруг массовым террором, особенно сообразно отношению к новгородцам, и с ним трудно не согласиться, правда Иван Грозный — кроткое дитя около с Людовиком xi сообразно прозвищу Паук, Ричардом iii (которого Шекспирохарактеризовал сиречь «самое мерзкое чудовище тирании»), Генрихом viii, Филиппом ii, Яковом i Стюартом, герцогом Альбой, Чезаре Борджиа, Екатериной Медичи, Карлом Злым (без номера), Карлом v (сыном Хуаны Безумной), Карлом ix (устроившим Варфоломеевскую ночь), Марией Кровавой, лордом-протектором Кромвелем и массой других симпатичных европейских персонажей…

Но продолжу примеры. Крестоносцы в ходе альбигойских войн вырезали больше половины населения Южной Франции. Усмиритель Пруссии, колоссальный магистр ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на курляндского епископа, приказал отрубить правые руки всем крестьянам его епископства. И это было исполнено! 16 февраля 1568 года (сезон разгара опричнины Ивана Грозного) cвятая инквизиция осудила на смерть всех (!) жителей Нидерландов только еретиков, а испанский король Филипп ii приказал привести этот решение в организм. Это не вообще удалось, однако королевская армия сделала, что смогла. Только в Харлеме было убито 20 тысяч люди, а только в Нидерландах — 100 тысяч.

То, кто сегодняшняя политкорректность воспринимает с ужасом, только эра с небольшим наоборот никого преимущественно не отвращало. Ещё уединенно классик английской «истории ради читателей» Джон Ричард Грин в 1874 году спокойно цитировал отчёт Кромвеля о проделанной работе в Ирландии: «Я приказал своим солдатам убивать их всех… В самой церкви было перебито вплотную тысячи люди. Я полагаю, который всем монахам, кроме двух, были разбиты головы…».

Революционные затейники

1 августа 1793г. революционный французский Конвент издал декрет с предписанием «уничтожить Вандею». В начале 1794г. армия взялась следовать творение. «Вандея должна замяться национальным кладбищем», — провозгласил храбрый генерал Тюрро, возглавивший «адские колонны» карателей.

Расправа длилась 18 месяцев. Расстрелов и гильотин (из Парижа доставили даже детские гильотины) чтобы исполнения указа оказалось скудно. Уничтожение людей происходило, по мнению революционеров, немного мгновенно. Решили: топить. Город Нант, точно пишет Норман Дэвис, был «атлантическим портом работорговли, в связи с чем здесь близ рукой имелся круглый флот огромных плавучих тюрем». Но даже сей флот борзо иссяк желание. Поэтому придумали чистить гружённую людьми баржу на надёжной канатной привязи в устье Луары, топить её, впоследствии кроме вытаскивать канатами для берег и слегка просушивать прежде новым употреблением. Получилось, пишет Дэвис, «замечательное многоразовое устройство ради казни».

Просто умерщвлять людей революционным затейникам было маловато. Они находили удовольствие в часть, чтобы до погрузки для баржи фотографировать с них одежду и связывать попарно. Беременных женщин обнажёнными связывали лицом к лицу со стариками, мальчиков со старухами, священников с девушками, это называлось «республиканскими свадьбами».

Чтобы спрятавшиеся в лесах не выжили, а умерли от голода, был вырезан скот, сожжены посевы и дома. Якобинский генерал Вестерман воодушевлённо писал в Париж: «Граждане республиканцы, Вандея более не существует! Благодаря нашей свободной сабле она умерла нераздельно со своими бабами и их отродьем. Используя данные мне права, я растоптал детей конями, вырезал женщин. Я не пожалел ни одного заключённого. Я уничтожил всех». Обезлюдели целые департаменты, было истреблено, сообразно разным подсчётам, через 400 тысяч перед миллиона люди. Как ни печально, национальную совесть Франции Вандея, судя по всему, не мучает.

В России перед появления большевиков сносный похожего для вандейскую гекатомбу не случалось. А впоследствии случилось: на Дону, в Тамбовской губернии, в других местах.

Как и всякая империя в эпоха своего строительства, Россия тяжко прошлась по судьбам ряда малых народов — сибирских и северокавказских, — там было не предварительно прав и свобод человека в современном их понимании. Одно позволительно изъявлять с уверенностью: геноцидов в полном смысле слова на совести России отсутствует. Всё познаётся в сравнении. Американский историк Дэвид Стэннард в своей книге «Американский холокост: завоевание Нового Света» показал, какой освоение Америки сопровождалось самой страшной этнической чисткой в истории человечества: после 400 лет пришельцы из Старого Света физически уничтожили поблизости 100 миллионов (!) коренных жителей. На Пятом континенте англичане истребили большинство австралийских аборигенов и всех (!) тасманийцев.

Америка и Австралия были много, только коль русским властям становилось известно, кто злодеяния творятся подле границ империи, они спорадически шли на прямое вмешательство. «Уманская резня» в июне 1768 года, во время беспричинно называемой «Колиивщины», унесла жизни 20 тысяч евреев. Многие тысячи евреев погибли, кроме Умани, также в Лысянке, Каневе, Черкассах, Жлобине, Корсуни, Фастове, Белой Церкви и особенно в Балте. Хотя всё это происходило на «суверенной польской территории», вести о размахе зверств побудили русские власти послать назло гайдамаков корпус генерала Кречетникова, который разбил их в порядочно дней и, верно, спас евреев Правобережья Днепра от полного истребления.

Убийства по закону

Ещё в 1819 году в Англии оставалось 225 преступлений и проступков, каравшихся виселицей. Когда врач английского посольства в Петербурге писал в своём дневнике в 1826 г., насколько он поражён тем, что сообразно следам восстания декабристов в России казнено всего пятеро преступников, он наглядно отразил понятия своих соотечественников о соразмерности преступления и кары. У нас, добавил он, сообразно делу о военном мятеже такого размаха было желание казнено, верно, тысячи три человек.

Т

ак смотрели для вещи везде в Европе. В Дании в 1800 году был принят позиция, предусматривавший смертную казнь чтобы всякого, что «действительно бы советовал» отменить неограниченную форму правления. И вечную каторгу тому, который осмелился порицать действия правительства.

А ныне возьмём «Русскую правду», она гуртом не предусматривает смертную казнь! Из «Повести временных лет» мы знаем, что Владимир Святославич пытался в 996 г. ввести смертную казнь ради разбойников. Сделал он это по совету византийских епископов, однако вскоре был вынужден отказаться через несвойственных Руси жестоких наказаний.

Впервые представление смертной казни появляется в России для пороге xv века в Уставной Двинской грамоте (изза третью кражу) и в Псковской судной грамоте (следовать измену, кражу из церкви, поджог, конокрадство и троекратную кражу в посаде).

Уложение 1649 года предусматривает смертную казнь уже в 63 случаях — значительно, но всё ещё продолжительно меньше, чем в Европе. Долгая поездка по Западной Европе в 1697-98 гг. произвела на внимательного и пытливого Петра Первого большое чувство. Среди прочего он решил, что материальный отделка посещённых им стран как-то связан с жестокостью тамошних законов и нравов, и сделал соответствующие выводы. Совсем не случайность, какой самая жестокая и массовая акция его царствования, казнь 201 мятежного стрельца 30 сентября 1698 возраст в Москве, произошла моментально изза возвращения молодого царя из его 17-месячной европейской поездки.

Однако бороться с устоявшейся системой ценностей — фабрикат ужасно трудное. По числу казней Россия даже близ Петре и отдалённо не приблизилась к странам, служивших ему идеалом, а за его смерти сей покрой наказания резко пошёл на убыль. Середина xviii века отмечена фактической отменой смертной казни. В 1764 году оказалось, что некому исполнить решение в отношении Василия Мировича. За двадцать лет без казней профессия палача попросту исчезла.

В 1907 году в Москве вышел коллективный исследование «Против смертной казни». Среди его авторов были Лев Толстой, Бердяев, Розанов, Набоков-старший, Томаш Масарик и другие известные писатели, правоведы и историки. Клеймя жестокость царской власти, они приводят вдосталь, точный и поимённый список казнённых в России в течение 81 возраст посреди восстанием декабристов и 1906 годом. За это век было казнено 2445 человек, то упихивать совершалось 30 казней в год.

На эту цифру, всерьез, повлияли пара польских восстания 1830 и 1863гг. и обыкновенный революции 1905-1907гг. Если же кредитоваться мирное пора, получится 19 казней в год. На всю огромную Россию! О чём говорит эта мера с учётом того, кто в течение только этого периода смертная казнь после умышленное убийство применялась неукоснительно? Она говорит о часть, что сами убийства случались крайне временем. (Кстати, в очень буйных народах тут числились финны, они чаще кавказцев пускали в путешествие приманка знаменитые «финки».)

Ещё две иллюстрации к вопросу об отношении к человеческой жизни. В уставе русской армии, авторство которого принадлежит Петру i, предписана помощь раненым во век боя. В прусском уставе помощь раненым была предусмотрена лишь после боя. Французские и английский уставы того времени помощь раненым не предусматривали целый.

Более ранний форма. Обязательной частью государственной политики Руси-России был выкуп своих пленных. Вот какой гласит отделение «О искуплении пленных» Стоглавого Собора 1551 возраст: «В ордах и в Цареграде и в Крыму… всех плененых окупати из царевы казны». Послы располагали целевыми деньгами на оплату выкупа, которые им затем возмещала мелочь. Но это ещё не всё. Богатые левантийские торговцы и дипломаты коекогда прибывали в Россию с целыми свитами, в составе которых могли попадаться пленные христиане. Вывезти их навыворот русские власти не позволяли ни близко каким видом: «А которых православных хрестьян плененых приводят, окупив греки и туркчане, армени alias некоторый гости, да быв для Москве, восхотят их с собою паки повести, ино их не давати, и следовать то крепко стояти; да их окупати из царевы же казны».

Экспорт народонаселения

А вот образец дословно другого отношения к своим. Это польский форма, но Польша безвыездно страстно хотела являться и слыть Европой, Европой, Европой. Осенью 1653 возраст польский король Ян Казимир рвался разобраться с Богданом Хмельницким, хотя последний пока имел сильного союзника в лице крымского хана. Когда поляки, казаки и крымцы сошлись для берегу Днестра у местечка Жванец, оказалось, какой крымский хан уже не союзник Хмельницкому: поляки вовремя сумели склонить хана к сепаратному миру. Но для каких условиях! Хан порывает с Хмельницким — и в награду может для обратном пути занимать всё, кто ему вздумается, уводить с собой сколько угодно пленников. В землях польской короны! До конца года крымцы невозбранно грабили шляхетские дома («по действительный Люблин») и увели в плен пропасть шляхты обоего пола — это было им несравненно выгоднее, чем грабить бедных малороссийских «хлопов».

Многие немецкие князья торговали своими подданными, поставляя пушечное мясо за границу. Король Саксонии Фредерик Август i (1670-1733), более общеизвестный только Август Сильный, очень любил фарфор и был счастлив выменять у французского короля 150 фарфоровых предметов (беспричинно называемый «кабинет») всего-то после пара полка своей пехоты. Этот модель любят приводить в доказательство того, словно высоко ценился в начале xviii века фарфор, но почему-то никогда не приводят, для показать, насколько низко ценилась в Европе того времени человеческая прокормление.

Согласно Брокгаузу и Ефрону (т. 16, с. 580), ландграф Гессен-Кассельский Фридрих «впал в долги, ради покрытия которых продал Англии 17 тысяч люди своего войска чтобы войны с американскими колониями за 21 млн. талеров». Точнее, он продал просто всё своё войско, больше ему было не наскрести: население ландграфства уменьшилось через этой продажи на 8%. Подобную же торговлю вели герцог Брауншвейгский, ландграфы Вальдеки, Ганау, Аншпах, другие мелкие немецкие монархи. Немецкие солдаты из владений западнонемецких княжеств покупались исподволь также французским правительством. В большом количестве немецких солдат закупала английская Ост-Индская общество, используя их под завоевании Индии.

Почти за полтора века прежде этого, извращенно, англичане предлагали своё пушечное мясо. В июне 1646 возраст лордСтраффорд и член парламента Флеминг говорили русскому посланнику в Лондоне Герасиму Дохтурову: «Если царскому величеству нужны будут служилые человек, то у парламента чтобы царского величества сколько угодно тысяч солдат готово будет тотчас».

Оцените статью
Добавить комментарий