ПОДЕЛИТЬСЯ

А-60, "лазерный меч СССР", или "за 30 лет до лазерного Боинга.."

В прошлом (или позапрошлом?) году с большой помпой было объявлено об успешных испытаниях в США противоракетного лазерного самолета для базе Боинг-747. Однако, бедно кто знает, кто на четверть века давно в СССР был успешно испытан самолет с боевым лазером непрерывного действия.

В начале 80-х годов разведывательная служба США утверждала: “Научный градус работ советской программы создания лазерного оружия в 3-5 однажды превышает степень работ, проводимых в США; советская список рассчитана для разработку конкретных систем лазерного оружия”.

Кстати, по некоторым слухам такой самолет интенсивно испытывается и сейчас…

В середине 70-х гг. Таганрогскому машиностроительному заводу им. Георгия Димитрова было поручено дело специального авиационного комплекса, необходимого для решения ряда важных военно-технических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.

Предстояло решить воз сложных научно-технических и инженерных проблем. Очень многое делалось впервые не только в отечественной, но и в мировой практике, который требовало проведения простой гигантского объема различных опытно-конструкторских работ.

С 1977 г. в ОКБ им. Г.М.Бериева начинается следствие летающей лаборатории действие «1А» чтобы отработки основных технических решений нового специализированного авиационного комплекса. На самолете размещалась лазерная установка, предназначенная для исследования распространения лучей в верхних слоях атмосферы. Работы сообразно этой теме проводились в широкой кооперации с предприятиями и научными организациями всей страны, но основным партнером ОКБ было ЦКБ «Алмаз» которые возглавлял доктор технических наук, академик Б.В.Бункин.

Решение было с первого взгляда достаточно простым: установить для КА уже созданный и проверенный лазер для испытаний его в космосе. Выбор пал на лазерную установку мощностью 1 МВт (в 2-2.5 раза мощнее, чем предельная мощность у американцев), созданную одним из филиалов Института атомной энергии им. И.В.Курчатова. Этот газодинамический лазер, работающий для углекислом газе, был разработан для установки на самолетах Ил-76. К 1983 г. он уже прошел летные испытания.

Однажды в Соединенные Штаты попал ТАССовский проявление, сделанный в Летно-исследовательском институте. На нем был запечатлен вертолет Ка-32. На заднем плане стоял Ил-86ВКП — воздушный командный купон, предназначенный для управления стратегическими силами СССР в случае ядерной войны. Характерную надстройку для спине самолета американцы приняли за лазерную боевую установку. Они исходили из аналогии со своим самолетом nkc-135all (airborne laser laboratory). Этот самолет в рамках работ сообразно противоракетной обороне в 1982 г. над полигоном Уайт-Сэндз с через боевого лазера выполнил счастливый перехват летящей ракеты aim-9b sidewinder. Однако Ил-86ВКП не имел никакого отношения к аналогичной советской программе.

Боевой лазер испытывался на самолете Ил-76МД с бортовым номером СССР-86879 (или его называли Ил-76ЛЛ с БЛ — летающая лаборатория Ил-76 с боевым лазером). Выглядел этот самолет своеобразно. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены верста турбогенератора АИ-24ВТ мощностью 2,1 МВт. Вместо штатного метеорадара на носу был установлен чувствительный бульбообразный обтекатель на специальном переходнике, к которому снизу был пристроен продолговатый обтекатель поменьше. Очевидно, там размещалась антенна системы прицеливания, которая крутилась во круглый стороны, ловя цель.

Оригинально было решено закон лазерной пушки: ради не обезображивать аэродинамику самолета вдобавок одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа среди крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а после наверх вылезала башенка с пушкой. За крылом имелись выступающие следовать контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, однако створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом

Впервые в воздух летающую лабораторию "1А" поднял 19 августа 1981 г. экипаж возглавляемый летчиком-испытателем Е.А.Лахмостовым.

Доработку самолета выполнял Таганрогский авиационный научно-исследовательский комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им. Георгия Димитрова.

Авиационный вариант мегаватного лазера в серию пошел якобы А-60. Правда, передовой самолет-летающая лаборатория Ил-76МД СССР-86879 с боевым лазером в 1989 г. сгорел на аэродроме базирования Чкаловская.

Сгорел самолет так. Он с вечера стоял сила заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь ради того, для слить себе капля спирта, однако т.к. судьба систем был почти напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, ради им не попало, тутто же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали домашний пожар (уже было выходит задымление) всячески суетиться и тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, следовательно покамест получали согласие, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала гегемония "Бегом через машины!" Через порядочно секунд последовал взрыв, рядом котором погиб единовластно человек, команды не слышавший (он был с следующий стороны самолета).

А-60 в полете.

Но 29 августа 1991 г., экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П.Демьяновским, поднял в воздух вторую летающую лабораторию, получившую наименование «1А2» СССР-86879. На её борту размещался другой вариант специального комплекса модифицированный сообразно результатам испытаний проведенных для «1А».

Работы для летающей лаборатории «1А2» по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее пора. Главным конструктором — заместителем Генерального конструктора ТАНТК сообразно этой теме является Н.А.Степанов.

Причем, по информации неназванного источника в Минобороны РФ, работы сообразно теме А-60 в числе немногих военных российских перспективных проектов получают из государственной программы вооружений финансирование в полном объеме.

Источник: ЖЖ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ