Атомные монстры

Новости

Атомные монстры

СССР был близок к обзаведению атомной эскадрой, равной которой в океане не было желание

«Свободная пресса» продолжает публикацию материалов о самых экзотических проектах советского военно-промышленного комплекса, связанных с использованием ядерной энергии. Все эти проекты родились в эпоху холодной войны. Накануне мы рассказали о двух некогда дословно секретных проектах — атомном бомбардировщике и атомной подводной лодке, способной скрытно доставить от океан батальон морской пехоты, усиленный танками. Но маловато кому известно, что ради борьбы с американским флотом в любом уголке Мирового океана наша территория собиралась обзавестись вдобавок и атомной армадой. Чтобы прибор хода был неограничен, а высокую проворство, доступную обычным кораблям для час-два, можно было желание поддерживать сутками. Из-за нехватки средств большинство этих чудо-кораблей остались для бумаге. Но кое-что построит вконец же успели…

В те годы арена глобального противостояния советского и американского флотов выглядела ради нас безнадежно проигрышной. По всему периметру границ Советского Союза, только ракушки для давнехонько не чищенном корабельном днище, теснились военные базы вероятного противника. Даже в наиболее приближенном к родной земле Средиземном бездна у нашей 5-й оперативной эскадре не было никакого истребительного прикрытия. И потому в случае начала войны жизни той эскадры были отпущены считанные часы. Что быстро утверждать о советских надводных кораблях, которые рискнули бы подойти к Америке?

От этой геополитической безысходности у адмиралов ВМФ СССР созрел порядок: создать невиданную атомную эскадру во главе с авианосцем. Реакторы должны были владеть огулом — авианосец типа "Орел", ракетные крейсера типа "Орлан", корабли охранения типа "Анчар". Запас хода соединения — неограничен,

Замысел сей донельзя взволновал Вашингтон. Но осуществиться ему было не суждено. Впрочем, обо всем сообразно порядку.

Первым советские конструкторы взялись ради воплощение в стол «Орлана». Ничего удивительного, кое-какой эксперимент проектирования атомных ракетный крейсеров в нашей стране уже имелся, истина самих крейсеров никогда не было. История этого парадокса такова.

Об атомных кораблях советские адмиралы мечтали давнешенько, с тех самых времен, сиречь у американцы в 1957 году для своих верфях заложили «Лонг Бич» — доминирующий в мире боевой надводный корабль с реактором. Потрясенный Никита Хрущев велел и у нас срочно произвести нечто подобное, всего лучше.

«Лонг Бич»

В лихорадочной спешке начались работы нашим ответом Вашингтону. Назван задуманный атомный крейсер был проектом 63. Постановление о начале работ Совет министров СССР принял в июне 1957 возраст. Замышлялось к 1964 году построить серию из семи подобных кораблей.

Ракетный крейсер пр.63. Эскизный порядок ЦКБ-17, 1958 г.

Водоизмещение проекта 63 должен было уложиться 15–16 тыс. тонн. Скорость полного хода – 32 узла. Главную ударную мощь корабля должны были составить через 18 накануне 24 стратегических крылатых ракет П-20, которые создавало конструкторское бюро Ильюшина (ОКБ-240). Если бы ильюшинцам и ленинградским корабелам удалось довести приманка детища перед ума, американцы единодушно с их «Лонг Бичем» тряслись желание мелкой дрожью. Длина ракеты П-20 предполагалась порядка 21 метра, размах крыльев – 7,25 метра. Стартовый вес – до 30 тонн. Дальность стрельбы еле точно у сегодняшних «Томагавков» — предварительно 3000 километров. Но главное – ядерный заряд в 1-3 мегатонны.

Ни той ракете, ни атомному крейсеру проекту 63 не суждено было увидеть бомонд. Работы над ними свернули по указанию того же Хрущева, свято уверовавшего во всемогущество межконтинентальных баллистических ракет и поставившего крест не только для этих планах. Постановлением Совмина через 3 декабря 1958 возраст работы сообразно атомным крейсерам проекта 63 были прекращены.

Идея создания советского надводного боевого корабля с ядерной энергетической установкой была отложена, однако, сиречь выяснилось, продолжаться. Желание заиметь-таки атомную эскадру с толькотолько неограниченными мореходными возможностями в Москве окончательно сформировалось к концу 60-х. В 1973 году был проектирован тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан». По водоизмещению оказался он в 1,5 раза больше «Лонг Бича» и в 2,5 раза больше каждого из следующего поколения американских атомных крейсеров типа «Вирджиния».

К достоинствам, способным помочь одержать победу в морском бою, это отнести трудно. Мы и рады были желание, ради «Орланы» получились не столь гигантскими, однако беда была в изначальном желании советских адмиралов сделать их универсальными и вооружить всем, чем всего возможно. В результате учета конструкторами всех пожеланий, на борту «Орлана» оказалась вся номенклатура вооружений надводного корабля кроме минно-тральной.

«Киров»

Вместе с тем, наш флот получил, может присутствовать, излишне крупные, однако мощнейшие корабли. Первый из них, изначально получивший наименование «Киров», был спущен для воду в 1977 году (за развала СССР переименован в «Адмирал Ушаков»). В 1984 году в порядок вошел «Фрунзе» (переименован в «Адмирал Лазарев»). В 1988 году – «Калинин» («Адмирал Нахимов»). В 1998 году – «Петр Великий» (ранее для стапелях именовавшийся «Юрием Андроповым»).

«Фрунзе»

Из этой армады в строю сегодня всего задний. Слов нет, хороший корабль, предназначенный чтобы уничтожения авианосцев. Куда мощнее американских аналогов — атомных ракетных крейсеров типа "Вирджиния" и "Калифорния".

Кстати, американцев весьма обеспокоило появление у нас таких кораблей. Уничтожение российской эскадры во главе с «Петром Великим», сообразно их расчетам, потребует сосредоточения усилий враз моментально четырех авианосных ударных групп. При моделировании такого боя получилось, кто уничтожение «Петра» с кораблями охранения обойдется ВМС США беспрецедентно дорогой – для плаву останется всего безраздельно авианосец из четырех.

Сам "Петр" много не навоюет. Его боевые возможности трагически ограничены именно одиночеством. Ядерные собратья-крейсера признаться уничтожены многолетним отсутствием средств на поддерживающий исправление.

Прошли времена рейдеров якобы гитлеровского "Бисмарка", наводившего ужас для конвои союзников в Атлантике. Но и того отправили на дно соединенные усилия флота Ее Величества. В пора космических спутников сделать это куда точно простой. Действовать "Петру" позволительно лишь в составе отряда. А возможности кораблей охранения с обычными двигателями бесконечно ограничивают потенциал атомного крейсера.

К строительству многоцелевых кораблей охранения проекта "Анчар" мы беспричинно и не приступили. Поддержать "Петра" мог желание атомный авианосец. И было прежде него — рукой подать. Проектирование "Орла" в 1984 году было поручено Невскому проектно-конструкторскому бюро. Должна была получиться махина водоизмещением порядка 75 тысяч тонн. На борт первенца, названного "Ульяновск", планировали посадить прежде 70 самолетов и вертолетов: 20 МиГ-29К, 25 Су-33, 8 Як-44, 15 Ка-27ПЛ, 2 Ка-27ПС. От традиционных американских авианосцев наш корабль принужден был отличаться наличием собственного ударного оружия — 16 пусковых установок противокорабельных крылатых ракет больший дальности «Гранит».

В 1987 году был подготовлен технический тактика. Предполагалось построить четыре таких атомных гиганта. 25 ноября 1988 возраст головной атомный авианосец заложили для верфи в Николаеве. Спуск на воду планировался на 1992 год, вступление в порядок — на декабрь 1995 года.

К моменту кончины Советского Союза "Ульяновск" был готов для 35 процентов. Украине, совокупно с независимостью неожиданно заполучившей недостроенный авианосец, был он ни к чему. То, который с "Ульяновском" произошло дальше, наверняка позволительно отнести к крупным успехам ЦРУ. Один из адмиралов Черноморского флота рассказывал одному из авторов этих строк:

— Тотчас в высоких киевских кабинетах появились представители малоизвестной американской фирмы с предложением порезать "Ульяновск" для металл. Засверкали автогены. 147 резальщиков рвали в клочья корпус девять месяцев. Весь корпус был из брони, толщина которой в районе цистерн авиационного боезапаса и ракетных погребов достигала 70 миллиметров. А разве корпус авианосца уже не подлежал восстановлению, фирма объявила себя банкротом. Но угрожавший безопасности США корабль погиб, не родившись.

Оцените статью
Добавить комментарий