Балтийский инцидент — первый воздушный бой «холодной войны»

Новости

Балтийский инцидент — первый воздушный бой «холодной войны»

Балтийский быль — первенствующий воздушный бой «холодной войны»

Бывают в истории открытия-сенсации. Бывает пересмотр старых мифов. Но здесь суть дела, несмотря для круглый споры, была, в общем, ясна с первых дней, а который не вестимо тутто — не вестимо доныне. И огулом после случались десятки подобных инцидентов — но без огласки. Просто сей был первым — может, потому и стал 60 лет наоборот главной газетной сенсацией?

———————-———————-

По советской версии, тут был сбит Б?29

Обмен нотами

В апреле 1950-го сообразно западным СМИ прошла информация: русские сбили над Балтийским морем какой-то самолет (поначалу даже писали про пассажирский). Наши ответили — в чем-то очень четко, в чем-то обтекаемо. Да, обстреляли («сбили» — не утверждалось). Но не какой-то, а американский Б-29, и не над Балтикой, а в глубине советской территории. Последовал обмен заявлениями, а 22.04.1950 г. центральные газеты недостает с полосным материалом — ноты в МИД СССР американского посла А. Кэрка и ответной ноты тогдашнего советского министра иностранных дел А. Вышинского с изложением точки зрения Москвы.

Самолет pb4 y-2 privateer

Позиция США: 8 апреля вы сбили самолет военно-морской авиации США, только не Б-29, а «Прайветир» (pb4y2 privateer — это больший четырехмоторный самолет, предназначенный ради морской разведки и патрулирования). Он шел безоружным, для борту находились десять люди. «Расследование, проведенное Правительством Соединенных Штатов, убедило, что упомянутый самолет (…) не летал над какой-либо территорией Советского Союза, alias территорией, оккупированной Советским Союзом, либо над омывающими эти территории территориальными водами». Советская обстановка: «Точно установлено, кто над советской территорией южнее Либавы (Лиепаи) летал самолет Б?29 («Летающая крепость») с американскими опознавательными знаками». (…) «Он нарушил границу СССР (…), не только не подчинился требованию советских истребителей после изза ними на аэродром, только и открыл по ним огонь. После того только советский истребитель был повинен дать ответный огонь, американский самолет был вынужден повернуть в сторону моря и скрылся». «Ответственность ложится исключительно на тех господ, которые обязали американский самолет проникнуть на советскую территорию».

Верхушка айсберга

Дипломатические заявления — это обычно верхушка айсберга. То, какой «близко водой», выясняется через годы. Например, кто американская нота утверждалась президентом Труменом, а советская правилась самолично Сталиным (отголосок А. Громыко, тутто первого зама Вышинского, о встрече с Кэрком был разослан Сталину, Молотову, Берии, Микояну, Маленкову, Кагановичу, Булганину).

Хотя исторический фон очевиден: шел мирской, весьма ожесточенный время «холодной войны». Тогда она реально могла перерасти в войну настоящую. Военные в такие времена, ожидая политического решения, разрабатывают приманка планы. Пентагон их в 1946-1949 гг. подготовил скольконибудь (в литературе приводятся кодовые обозначения — «Пинчер», «Бройлер», «Граббер», «Хафнум», «Флитвуд», «Дротшоп» и т.д.). Начать атаку предполагалось с ядерного удара по СССР, наносимого стратегической авиацией.

Но у СССР оказались отличные мозги, блестящая разведка, а экономика страны, сиречь выяснилось, способна, сконцентрировавшись на узком участке, обеспечить прорыв. Уже в 1949 г. у нас была атомная бомба, полным ходом шла техническая модернизация ПВО. Планы потребовали коррективы. Тогда и началась недобрая практика («АН» о ней писали, вспоминая позднейшую знаменитую историю с корейским «Боингом» — №34 изза 27.08.09) — прощупывание советской системы ПВО американскими пилотами.

Самолет, сбитый в ходе «балтийского инцидента», «выполнял разведывательную функцию» — это сегодня признает и американская царство. Рапорт старшего лейтенанта

Тут который еще должен учитывать. Это же времена, разве спутников не было. И знаменитых впоследствии самолетов-шпионов У-2 не было. Разведку вели соответствующим образом оборудованные Б-29. Старые военные летчики и ПВО?шники, с которыми мы говорили, вздыхали: народу это, воистину, не сообщалось, только американцы, по слухам, тут перед Подмосковья долетали. Хотя, если была мочь есть, — признаться, перехватывали. В Закавказье, над Чукоткой… Нет, накануне крови не доходило, заставляли развернуться. Но 8 апреля 1950 г. сплошь пошло иначе.

Случившееся тут описано в целом ряде источников. Мы будем опираться для статью покойного ныне д. и. н. А. Орлова «Воздушная разведка США над территорией СССР в 1950-55 гг.» — это не популярная литература, а публикация в авторитетном научном журнале «Новая и новейшая драма» (№6 изза 2000 г.). Автор привлек материалы, выходившие в российской прессе, и собственные архивные находки. Один из главных документов — рапорт командиру части полковнику Ф. Шинкаренко командира звена старшего лейтенанта Докина. Докин докладывал: по сигналу о нарушении границы поднялись две туман реактивных Ла-11. Нарушителя встретили в восьми километрах южнее Лиепаи. Вместе с парой старшего лейтенанта Герасимова Докин попытался принудить американца к посадке. Тот стал разворачиваться в сторону моря. «Тогда я дал предупредительную очередь — 12 снарядов. Нарушитель стал вести сияние по мне. Ведомый, лейтенант Тезяев, видя это, дал сообразно нарушителю очередь, какой пошел с большим снижением и вошел в облака (…). Предположительно самолет упал в 5-10 км через берега». Этот рапорт дополняет сообщение министра военно-морского флота И. Юмашева зампреду Совмина Н. Булганину (20.04.1950). Юмашев сообщал, кто от оба часа ради происшествия второй летчик, подполковник Филонович в районе с координатами «ш — 56° 30′ 0, д — 20° 28′ 0» видел на поверхности моря масляное слабость. Это, скорее только, и упихивать территория падения самолета. Американцы ведут активный поиск между Готландом и Борнхольмом, какой дает основания предполагать «нахождение для самолете важных секретных документов и ценного секретного оборудования». Мы тоже начинаем поиск.

Сегодняшнюю американскую точку зрения мне пояснил зам. главы московского офиса Российско-американской комиссии Генри Истмен. Да, признано, который альтернатива было разведывательным (а не просто тренировочный род). Летел, американцы настаивают, именно «Прайветир». Сбит был, считают, в международных водах. Но где именно — уже не установишь — ни американский поиск, ни советский, ни тогдашний, ни в более поздние времена, результатов не дал.

Воздушный цугцванг

Генри Истмен прислал в редакцию также результаты расследования, проведенного уже в наши времена российско-американской комиссией. Работа была проведена немалая: архивный поиск у нас и в США, опрос участников инцидента — Герасимова и Шинкаренко. До родни пропавших американцев доходили слухи, который кого-то из членов экипажа после видели в ГУЛАГе, в бывших советских психбольницах. Проверили — следов пропали. Признать, кто погибли тутто в мириады? Но останки не найдены, подтверждений гибели не имеется, время давности не истек. Юридически произведение не закрыто, исследования продолжаются. Вообще выводы комиссии выглядят беспричинно: российская территория считает, кто… американская место считает, кто…

И «АН» решили опросить старых военных летчиков, выяснить их неформальную точку зрения: кто могло тутто произойти? Вот несколько мнений, сведенных воедино.

Вряд ли мы стали бы сбивать американца в нейтральных водах — это уж чрезвычайно. А вот для подлете к нашей границе он, скорее всего, отключил радиосвязь — логично, когда выполнял разведзадание. Кроме того, это в случае чего давало Вашингтону основания произносить, что контакт с бортом был потерян в международных водах и дальнейшая его участь неизвестна. 99 шансов из 100, который самолет (и, верно, все-таки Б-29 — хотя, пожалуй, тогда в горячке и спутали, а американцам виднее, кто у них пропало) действительно зашел для нашу территорию. Видимо, ставилась задание прощупать русскую ПВО максимально глубоко. Был перехвачен. Наши решили нарушителя посадить. А дальше — то, что в шахматах называется цугцвангом: проигрывающая круг вынуждена упражняться шаги, к окончательному проигрышу и ведущие. В отрицание на предупредительную очередь американец открывает сияние. Но не для попасть! Ведь хотя одна разрыв для русском «Ла» — и огулом, ты уже не просто разведчик. Видимо, ради отпугнуть, читать решимость прорываться. Только теперь уже наши имеют преимущество ответить по полной. Подбитый американец уходит в глубь моря — и где-то там падает.

Разумеется, США прощупывание нашей ПВО не прекратили. Но, пишет А. Орлов, уже 5 мая 1950 г. вышла директива председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала О. Брэдли. Регулировались правила проведения подобной разведки. Явно с учетом печальных последствий «балтийского инцидента» строжайше предписывалось: ближе чем на 20 миль к границе не приближаться, через маршрута не отклоняться, оружия на борту не заключать.

Самолет М-4

А в 1953-м мы провели успешные испытания зенитных ракет, в 1954-м показали на параде другой самолет М-4, в 1955-м — Ту?29 — межконтинентальные бомбардировщики, способные нести атомное оружие. Прежние планы Пентагону пришлось менять. Зато в США уже разрабатывали У-2. «Холодная война» не кончалась, но переходила в иную, «позиционную» стадию.

американский стратегический самолет-разведчик У-2

Спустя годы

Было — прошло. Уже драма. И наша, и американская стороны согласны — от столько лет должен простой великодушно отдать задний записать солдатам, погибшим под выполнении приказа.

Эта гуманитарная задача разрешена так. В Лиепае лопать общий памятник погибшим в очень. Десять лет наоборот власти уже нынешней Латвии прикрепили к нему табличку с именами американских военных, пропавших во дата «балтийского инцидента

Погибший экипаж

Список предоставлен Российско-американской комиссией по делам военнопленных, интернированных и пропавших без вести. Джон ФЕТТЕ — лейтенант

Ховард СИСЧЕФ — лейтенант

Роберт РЕЙНДОЛЬДС — другой лейтенант

Томми БЕРДЖЕС — мичман

Фрэнк БЕКМАН — сержант

Джо ДАНЕНС — сержант

Джек ТОМАС — сержант

Джозеф Джей БУРАССА — рядовой

Эдвард ПЕРСЕЛЛ — рядовой

Джозеф Норрис РИННИЕР — рядовой

А 1 Мая 1960 возраст советскими ракетчиками был сбит следующий американский самолет-шпион u-2. Но это уже вполне другая казус…

Оцените статью
Добавить комментарий