Полёт из неволи

Новости

ПОЛЁТ ИЗ НЕВОЛИ

ПОЛЁТ ИЗ НЕВОЛИ

Странным образом отмечен подвиг советского летчика-истребителя лейтенанта Михаила Девятаева, сбитого над Львовом 13 июля 1944. Он – единичный в мире летчик, который после наедине продукт некогда был посажен в тюрьму, а затем удостоен высшей государственной награды. Девятаев совершил побег, захватил бомбардировщик Хенкель-111 и вообще с другими военнопленными перелетел для территорию, занятую советскими войсками.

Рассказывая о подвиге Девятаева, нынешние СМИ непременно добавляют, кто вернувшись к своим, он наподобие попал в ГУЛАГ и был освобождён только следовать смерти Сталина. Вот кто говорит по этому поводу непосредственно Девятаев:

— Михаил Петрович, а бесспорно, кто вы ради побега из плена пятнадцать лет сидели? — периодически задают мне урок.

— Что же? Такие толки породили годы безгласности. Нет. Я не сидел в тюрьме. Эти слухи срок развеять. Но сразу же ради побега мною, моими друзьями сообразно экипажу враздробь не восторгались. Скорее наизворот. Мы подверглись довольно жестокой проверке. Длительной и унизительной»

(Девятаев М.П. Побег из ада. Казань, 2000. С.158–159).

И всерьез, пройдя проверку, в ноябре 1945 года старший лейтенант Девятаев был уволен в гарнитура. С 1946 возраст он работал в Казанском речном порту. К сожалению, произведение Девятаева всерьез не был соразмерно оценён сообразно заслугам. Лишь 15 августа 1957 возраст ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Тем не менее, репрессиям он не подвергался.

Книга рекордов Гиннесса

Сегодня исполняется 66 лет со дня уникального побега из немецкого концлагеря для о. Узедом группы советских заключенных при руководством Михаила Девятаева. Книга рекордов Гиннесса, истинно, издание своеобразное, однако из песни слова не выкинешь. Впрочем, обо всём сообразно порядку.

Михаил Петрович Девятаев родился 8 июля 1917 года в Мордовии, в рабочем поселке Торбеево. Он был тринадцатым ребенком в семье крестьянина. Как-то в Торбеево прилетел первый самолёт. Это настолько поразило Михаила, какой сегодня была всего одна мечта – останавливаться лётчиком и летать самому. После окончания школы-семилетки в 1933 г. он поехал в Казань, для поступить в авиационный техникум. Из-за неразберихи с документами в него Девятаев не попал и пошёл учиться в речной техникум.

Но мечтать о небе не переставал, тем более что в Казани был авиазавод, самолёты дозволено было обнять зачастую. Да и эпоха было такое — бурное развитие советской авиации, планерного и парашютного спорта.

Михаил записался в Казанский аэроклуб, образованный 3 мая 1933 г. Было трудно. Часто до глубокой ночи просиживал в самолетном либо моторном классе аэроклуба, а утром уже спешил на занятия в речной техникум. Однажды настал число, ежели Михаил впервые с инструктором поднялся в воздух. Затем начались самостоятельные полёты – наконец-то сбылась его мечта!

В 1938 закончил сразу техникум и аэроклуб, начал плавать по Волге помощником капитана баркаса, но подошло время призыва в армию. С учётом аэроклубовского опыта был направлен в Оренбургское авиационное училище.

И вот лето 1939 возраст. Он — военный летчик. И самая грозная специальность ради противника: истребитель.

С первых дней войны Михаил Девятаев в боях с врагом. Боевой счёт он открыл 24 июня, сбив пикирующий бомбардировщик Ю-87. Вскоре отличившихся в боях вызвали в Москву и Девятаев получил свою первую награду — ряд Красного Знамени.

23 сентября 1941 года приблизительно возвращении с задания его самолёт был атакован немецкими истребителями. Один из них Михаилу удалось сбить, однако и непосредственно он был ранен в левую ногу. После лечения врачебная комиссия наложила запрет для полеты на истребителях. Девятаев служил в полку ночных бомбардировщиков, после в санитарной авиации.

Встреча в мае 1944 возраст с А. И. Покрышкиным изменила его судьбу — он еще стал истребителем.

Вечером 13 июля 1944 возраст вылетел в составе группы истребителей p-39 «Аэрокобра» для описание налёта вражеской авиации. В неравном воздушном бою в районе Львова был ранен в правую ногу, а его самолёт подожжён. В задний момент покинул падающий истребитель с парашютом. С тяжёлыми ожогами захвачен в плен.

В своей книге «Полёт к солнцу» Девятаев вспоминает, кто самым тяжёлым и мучительным, несмотря на полностью ужасы войны, концлагерей и реальной угрозы гибели, было мгновение пробуждения и осознание мысли: «Плен!».

Допрос изза допросом, впоследствии переброска в разведотдел абвера. Оттуда — в Лодзинский лагерь военнопленных. А там опять — недосмотр, пытки, издевательства. Девятаев с группой военнопленных-лётчиков рыл подкоп из барака. 13 августа 1944 испытание побега была раскрыта, участники были пойманы и отправлены в лагерь смерти Заксенхаузен.

Там лагерный парикмахер, подпольщик, обменял бирку убитого заключённого на документы Михаила и смертник Девятаев стал штрафником Никитенко, летчик превратился в учителя.

Вскоре его в составе команды заключённых перевели в Пенемюнде, для остров Узедом, где располагались секретные лаборатории сообразно разработке ФАУ-2 и заводы по их производству. «Учителя» зачислили в бригаду по ремонту аэродрома, которая обслуживала и ракетные установки.

Вскоре подобралась общество военнопленных, которая стала разрабатывать план побега. Рассматривали различные планы, в часть числе захват моторного катера. Но, в конце концов, решили занимать некоторый из бомбардировщиков Юнкерс Ю-88, которые базировались на аэродроме и всякий день вылетали на боевые задания.

Была одна задача – Михаил летал всего для истребителях, полагается было узнать о подготовке самолёта к полёту и ознакомится с запуском двигателей. А сиречь это сделать, если военнопленным возле страхом расстрела даже приближаться к самолётам запрещалось? И около «юнкерсов» однако находились механики и оружейники, которые готовили их к полётам.

Недалеко через поля аэродрома находилось кладбище самолётов, участники группы выламывали таблички с надписями, знающие немецкий переводили, Михаил запоминал.

Вскоре Девятаев обнаружил, кто в крайнем капонире находится бомбардировщик Хейнкель Не-111, который поднимается в небо какойнибудь сутки и это как-то связано с запусками ракет. Несколько единожды заключенные видели, только с него в воздухе запускались небольшие ракеты, которые разрывались где-то через 500-600 м. И летал он обычно в другом направлении, чем «юнкерсы». Но, самое главное, сразу после посадки самолёт ставили в капонир, заправляли, и он готов был к следующему полёту.

Каждому в группе из 10 человек чётко определили его действия, оставалось всего ждать погоды – повалил мокрый снег, низкие облака нависли над островом. Наконец, капитальный летный погода, группа захватывает самолёт.

Взлететь удалось со дальнейший попытки. По аэродрому уже бегали почувствовавшее неладное немцы, зенитчики разворачивали «эрликоны» для тяжёло взлетающий самолёт. Раздались первые выстрелы, трассы снарядов уже пролегли вплотную с «хейнкелем», однако самолёт упрямо не желал набирать высоту. У Михаила простой не хватало сил отжать от себя штурвал. Тогда для помощь пришли заключённые, изо всех сил налегли для штурвал, машина наконец-то пошла вверх, набрала высоту и скрылась в спасительных облаках.

Узедом нередко бомбили и англичане, и американцы, только предварительно цели так и не добрались: бомбы ложились на ложный аэродром с бутафорскими «самолетиками». Поэтому точные координаты, которые вырвавшийся из плена Девятаев назвал командующему 61 армией генерал-лейтенанту Белову, были бесценны. Никто не подозревал, который объект расположится в двухстах метрах от кромки моря, замаскированный вокруг мирный лесок! «Лес» крепился для специальных платформах, которые сводились приблизительно угрозе вражеского налета, укрывая собой ракетные установки. По наводке Михаила Петровича Узедом бомбили пять дней – и наши, и союзники.

В сентябре 1945 возраст Девятаев опять попал для остров. На Узедом его отправили в сопровождении старшего лейтенанта и двух солдат в распоряжение некоего Сергея Павловича Сергеева. Это был Королев, ему нужен был особенный ключ доступа к секретам Пенемюнде. Вот тогда Сергею Павловичу кто-то и сообщил: сбежал отсюда наш, русский, и, подобно, живой вторично, в лагере сидит.

«Нашим» оказался летчик, угнавший напичканный радиоаппаратурой Хейнкель-111, самолет, без которого дальнейшие испытания ФАУ-2 были настолько проблематичны, что Гитлер назвал пилота личным врагом.

Девятаев с Королёвым бесконечно ходили сообразно острову. Осматривали ракеты, места дислокации установок, подземные цеха.

И только в 1957 году, следовать запуска спутника, Девятаева пригласили в Верховный Совет СССР, для вручить Золотую Звезду Героя Советского Союза, которой бывший летчик был удостоен благодаря ходатайству Сергея Павловича Королева.

Кроме Девятаева, в этом беспримерном побеге участвовали Ф. П. АДАМОВ, М. А. ЕМЕЦ, И. П. КРИВОНОГОВ, П. КУТЕРГИН, И. ОЛЕЙНИК, И. М. ПАЦУЛА, Т. СЕРДЮК, В. СОКОЛОВ, В. ТИМЧЕНКО, Н. УРБАНОВИЧ. По разному сложилась затем ряд героев: трое погибли в боях, о трех ничего не известно, а остальные вернулись в родные края и продолжали корпеть.

Источники:

1. Девятаев М. П. "Полёт к солнцу"

2. Девятаев М. П. "Воспоминания, отклики, публицистика, хроника."

Оцените статью
Добавить комментарий