Сорванная охота британского спецназа
Владимир Щербаков
Неудачная операция sas сообразно уничтожению аргентинских штурмовиков "Супер Этандар"
История спецслужбы какойнибудь страны содержит словно яркие, незабываемые успехи, так и горькие, иногда буквально непредсказуемые провалы. И те и другие тщательно изучаются точно самими «виновниками», так и их коллегами либо противниками из спецслужб зарубежных государств. Не избежал неудач и одинокий из самых известных и элитных спецназов мира – британская Специальная авиационная служба.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЕТЫ
В 1982 году пришла очередь Южной Атлантики стать «горячей точкой» планеты: вокруг Фолклендских островов и острова Южная Георгия развернулась самая настоящая война. После того точно аргентинские войска неожиданно высадили десанты для этих островах и в считаные часы сломили сопротивление защищавших их гарнизонов, пришла очередь ответа вставшего для дыбы «Британского Льва».
Едва ли не главную угрозу чтобы британских экспедиционных сил, изготовившихся начать операцию по освобождению Фолклендских островов, представляли аргентинские штурмовики «Супер Этандар», вооруженные новейшими для то дата французскими противокорабельными ракетами «Экзосет». И угроза эта была настолько высокой и настолько реальной, какой британское командование решило нейтрализовать самолеты-носители снова прежде начала существенный фазы операции. Возложили данную непростую задачу для спецназовцев sas (special air service – Специальная авиационная служба).
Согласно данным авиационной фоторазведки и сведениям разведки агентурной, «Супер Этандары» точный появлялись для аэродроме подскока у Рио-Гранде (расположен в аргентинской части острова Огненная Земля) разве же на военно-воздушной базе Рио-Гальегос (rio gallegos), на территории континентальной части Аргентины – скажем для широте Фолклендов и в наконец более чем 300 км к западу через них.
План диверсионной операции предусматривал следующие действия.
Разведывательно-диверсионная группа sas в составе восьми военнослужащих должна была высадиться словно позволительно ближе к Рио-Гранде, скрытно подойти к аэродрому и вывести из строя сполна находящиеся там штурмовики «Супер Этандар» почти помощи взрывчатки. После этого общество должна была отойти в перед назначенный район, где их и должны были подобрать вертолет или вертолеты (в зависимости от складывающейся обстановки).
На тот прецедент, ежели желание спецназовцам не удалось догадываться на аэродром, у группы имелся запасной намерение: бойцы должны были занять позиции вдоль ВПП этого аргентинского аэродрома и постараться сбить взлетающие «Супер Этандары» около помощи ПЗРК. Конечно, в этом случае их шансы для удачный отрыв от преследования и для возвращение домой резко устремились желание к нулю.
Эвакуация диверсионной группы sas с аргентинского побережья: подлинная фотосъемка участников.
Фото МО Великобритании
У того вертолета, который был назначен для выброски разведывательно-диверсионной группы для Огненную Землю, судьба также должна была останавливаться не вразбивку завидной: для очень и весьма небольших остатках топлива экипаж, состоящий из трех военнослужащих морской авиации Королевских ВМС Великобритании, обязан был бы постараться «дотянуть» перед территории Чили, где должен было сесть, а затем сжечь вертолет. После этого в действие принужден был надевать приведен уже круг намерение – сообразно эвакуации этих трех вертолетчиков.
ДАЛИ МАХУ…
«Шум внутри вертолета был простой оглушительным и непереносимым. Герметичная заклад салона вертолета, которая уменьшает сильный шум, исходящий через двигателя, в этом случае была удалена предварительно взлетом – с целью насколько это возможно снизить взлетный значение машины. Также были удалены из салона вертолета и сиденья. Спецназовцы из группы sas сидели на полу грузопассажирского салона вертолета, окруженные их специальным снаряжением, – вспоминал позднее единственный из капралов подразделения «В» группы sas, принимавший непосредственное участие в операции. – Единственное, кто было хорошо различимо в грохочущей душной темноте, освещенной всего крохотным огоньком пилотской кабины, так это «пассивные» приборы ночного видения, которые надели пилоты. Это позволяло им приобретать порядком яркую, с зеленоватым оттенком, картинку местности, лежащей в кромешной ночной темноте впереди сообразно курсу полета. Снаружи же бойцы sas могли различить только флюоресцирующие гребни волн Южной Атлантики, вздымающихся несколькими футами ниже. Спокойную безопасную палубу авианосца они покинули подле часа вспять, и сразу же ради взлета вертолет снизился наконец накануне самых гребней волн, взяв конец на запад, в направлении побережья Аргентины…»
Двое из спецназовцев, сослуживцы, звали их Гиббо и Таф, выполняли замеры курса и скорости полета вертолета, занося данные в приманка блокноты. Опыт предыдущих десантирований с вертолетов научил спецназовцев, кто в этом вопросе мочь всецело верить для пилотов и точный должно вести приманка собственные навигационные расчеты, контролируя таким образом вертолетчиков. Ведь разве спецназовцев выбросят не в том месте, где должен, операцию придется прекратить кроме до того, как она начнется.
Следует отметить в качестве критики организаторов акции, что проведение предварительной специальной подготовки и тренировок осуществлено не было. Хотя это произошло по объективной причине – обычной нехватки времени. Впрочем, богатый опыт, полученный спецназовцами за годы предыдущей службы, вселял, как вспоминали ветераны sas, в них уверенность, который и это проблема довольно выполнено успешно.
ВЫБРОСКА
Неожиданно установленная в пилотской кабине система предупреждения о радиолокационном облучении вертолета резко завизжала. Да беспричинно громко, который сигнал перекрыл собою даже звук двигателей, заставив всех насторожиться. Пилот снизился опять для скольконибудь футов, ближе к воде. Сигнал пропал, однако от изрядно секунд порядок еще «завизжала». Пилот «бросил» вертолет кроме ниже, беспричинно который брызги стали захлестывать стекла кабины вертолета.
Система, наконец, вовсе замолчала – это означало, который десантники уже стали невидны аргентинской береговой радиолокационной станции. Напряжение в кабине возросло – впереди по курсу уже стал различим аргентинский берег, темной массой вырисовывавшийся на фоне ночного неба.
Второй пилот вертолета обернулся и ткнул пальцем в свою карту, показывая то земля, где, по расчетам летчиков, они сегодня находятся. Гиббо и Таф кивками подтвердили, который это сходится с их расчетами, и старание немного спало. По крайней мере, они не заблудились. «Си Кинг» прошел над прибоем, фосфоресцирующим в ночной темноте, пронесся над пляжем и направился в глубь территории, дочиста паки следуя для максимально низкой высоте – на самом пределе возможностей пилотов и вертолета.
Вертолетчики раньше уже вылетали для задания со спецназовцами из sas – ровно на учебные, беспричинно и на боевые. Но вот приборы ночного видения были для них новым оборудованием. Их выдали предварительно самой отправкой британского экспедиционного соединения, следовательно у летчиков практически не было времени опробовать их в действии – они смогли налетать с ними всего только пару часов.
Гиббо высунулся в боковую дверь «Си Кинга», осуществляя контроль ради навигационными ориентирами, делая пометки относительный их прохождении. Он был уверен, что пилоты ведут их в правильном направлении.
Пилот тем спорадически выбрал относительно ровный участок поверхности чтобы высадки и пошел на снижение.
«Напряжение вновь возросло и следовательно чуть невыносимым, – писал позднее в своей книге «Призрачные войска: секретная эпизод sas» ветеран Специальной авиационной службы Кен Коннор. – «Точка невозврата» – это весь непритворный худший момент времени в любой операции, последние моменты, перед тем вроде ты окажешься вне вертолета и будешь готов, толькотолько коснувшись земли, бежать вперед».
Как всего колеса вертолета коснулись земли, Гиббо и Таф выпрыгнули наружу, однако командир группы, назовем его Энди, дотла опять сверялся с картой. Вдруг он что-то прокричал остальным и кивнул головой.
Гиббо крикнул в отрицание, что вдосталь в порядке, и попытался «вытащить» своего «босса» из вертолета, но тот сопротивлялся, снова тыча в свою карту. Спецназовец залез вспять, для постараться разрешить это неловкое недоразумение, возникшее в заведомый критический момент операции. Остальные бойцы группы стали в нетерпении и изумлении переглядываться, ожидая окончательного решения. Подождав порядком мгновений, Таф тоже забрался навыворот в вертолет и услышал, словно Энди приказал пилоту: «Двигайся дальше на запад, мы находимся не в часть месте, где должны».
ОШИБКА
Вертолет еще взмыл в воздух и на сверхмалой высоте полетел дальше для запад. Второй пилот продолжал разглядывать для Энди, будучи удивлен тем, какой им приказали лететь дальше, прочь от того места, которое он считал верным, но командир группы спецназа имел здесь решающее имя. Так что полный были вынуждены подчиниться.
Несколько минут спустя Энди указал вниз, мгновение спустя «Си Кинг» вновь коснулся земли, и спецназовцы выскочили наружу. В течение следующих нескольких секунд вертолет скрылся в западном направлении, вскоре его экипаж посадил машину и покинул ее для пляже в Аква-Фреска (aqua fresca), в 10 милях к югу от чилийской военно-воздушной базы в Пунта-Аренас (punta arenas), крупном городе для полуострове Брансуик, для западном побережье Магелланова пролива.
Сразу же за высадки спецназовцы попытались уточнить свое земля нахождения, только в пределах видимости не было никаких характерных ориентиров – только чуть бесконечная равнина, уходящая в бесконечную темную даль. Единственными звуками были только поспешно ослабевающий звук двигателей «Си Кинга» и вой ветра, дующего с запада.
Гиббо и Таф начали перепалку с Энди, спрашивая, почему они полетели прочь от того места, которое целый остальные считали верной позицией. Но Энди продолжал настаивать на книга, что он был прав. Однако спор пришлось отложить – наиглавнейшим днесь стало выполнение задания. Каждый из спецназовцев принялся тогда же изза творение, пытаясь определить, где же они находятся относительно нужного им аэродрома.
В конце концов командир решил разделить спецназовцев для группы сообразно брат, и они кругом остаток ночи потратили на то, для найти что какие-нибудь ориентиры для местности чтобы того, для вполне же определить свое округ нахождения. С первыми лучами солнца спецназовцы перегруппировались. Никто из них беспричинно сносный и не нашел, они так и не сориентировались для местности. Дело, вдруг говорится, запахло керосином.
Тогда командир группы включил аппаратуру спутниковой связи и доложил о возникшей проблеме в штаб sas в Херефорде (hereford; город в Великобритании, примерно в 80 км к юго-западу через Бирмингема). Но единоличный совет, какой он получил с расстояния в 9000 миль, – это кругом же встречать каким-то образом какие-нибудь ориентиры, а затем – сила же выполнить порученное им урок.
КОНЕЦ ОПЕРАЦИИ
Следующие пару суток спецназовцы всего и делали, что днем отсиживались в укрытии, а ночью продолжали предпринимать попытки определить свое местоположение. В конце концов, им это удалось. Оказалось, кто они находятся более чем в 50 милях к западу от назначенного им объекта.
Определившись со своей позицией, группа стала выкладку дистанцию предварительно цели и срок, необходимое чтобы ее преодоления. В расчет также принимались остававшиеся для тот момент запасы пищи и то, смогут ли они ради длительного марш-броска вдосталь же выполнить свое боевое альтернатива. Получалось, который оставшихся у спецназовцев запасов воды и продовольствия не баста чтобы того, чтобы добраться до вражеского аэродрома, выполнить поставленную задачу – уничтожить самолеты «Супер Этандар» с ПКР «Экзосет» – и затем благополучно добраться накануне пункта сбора чтобы эвакуации.
Результаты расчетов передали в Херефорд, ради чего группа получила приказ прекратить операцию, выдвинуться к границе для встречи со спецгруппой эвакуации, которая получила указание вернуть бойцов sas домой, в Великобританию.
Спустя 72 часа бойцы высадились в Херефорде, однако офицеры и специалисты группы планирования встретили вернувшихся с весьма хмурыми лицами. Еще желание, ведь они потратили порядочно недель для то, ради тщательно, до мельчайших деталей разработать операцию. Значение этого задания было весьма высоким, поэтому надлежит было найти причину полного ее провала. Так который командование sas сразу же приступило к служебному расследованию.
Экипаж вертолета был твердо убежден – беспричинно же словно и большая часть группы, – который они первоначально сели в нужном месте, только тот единовременный люди, какой имел превосходство для принятие окончательного решения, сплошь же принял его и дал новую команду – сиречь оказалось, точный неверную.
«Дипломатическое» вывод проводившей расследование группы гласило: в момент стресса и наивысшего напряжения Энди допустил небольшую навигационную ошибку. А уже эта небольшая погрешность, в свою очередь, привела к катастрофическим последствиям для экспедиционных сил, направленных в Южную Атлантику. Операция, которая должна была застрять очередной потрясающей и героической главой в истории sas, была закрыта и положена для полку с весьма неподобающей поспешностью.
Так завершилась первая операция британской sas в ходе Фолклендской войны – завершилась неудачно. Впоследствии они смогли реабилитироваться, однако это уже совершенно другая встреча.
взято отсюда