Советский "Скаут"
БТР-40 в израильском музее yad la-shiryon
Как известно, в годы Второй мировой войны бронетранспортёры в СССР не производились. В этом отношении Красная Армия существенно уступала Вермахту. В какой-то степени остроту проблемы смогли сгладить поставки английских и американских бронетранспортёров по ленд-лизу, впрочем для полноценного оснащения правда бы мотострелковых батальонов танковых и механизированных бригад их было явно недовольно. Основными средствами перевозки мотопехоты в Красной Армии вплоть накануне конца войны оставались автомобили и танки.
МЗА1 scout car
Программа строительства советских Вооруженных Сил в послевоенный дата предусматривала действие сразу нескольких типов бронетранспортёров, вроде гусеничных, беспричинно и колёсных. В качестве прототипа ради лёгкого колёсного бронетранспортёра был взят американский пример scout car МЗА1. Эта полноприводная бронированная машина поставлялась в СССР по лендлизу и считалась, поди, наиболее популярной среди бойцов и командиров Красной Армии. МЗА1 широко использовались в качестве штабных машин, чтобы разведки, связи и сопровождения. Все предпосылки чтобы создания отечественного варианта такой машины уже были — с 1944 года проходил испытания второй полноприводной грузовой автомобиль ГАЗ-63. Характерной особенностью последнего были широкие шины 9,75-18 и односкатные задние колёса, которые имели такую же колею, вдруг и передние. При движении сообразно грязи, снегу, песку круглый колёса шли «произведение в испытание», не испытывая дополнительного сопротивления качению за счёт разности ширины колеи. На государственных испытаниях полноприводных машин ГАЗ-63 продемонстрировал, подобно отмечалось в отчёте Главного автотракторного управления Красной Армии, «рекордные показатели проходимости».
Колесный бронетранспортер ‘Объект 141’ разрабатывался с 1947 года
В начале 1947 года в ОКБ Горьковского автозавода, руководимом В.А.Дедковым, началось проектирование лёгкого двухосного бронетранспортёра «объект 141», рассчитанного для перевозку восьми пехотинцев, — своего рода «скаута» по-советски. Ведущим конструктором был назначен В.К.Рубцов. Для этой машины применили шасси ГАЗ-63, сократив базу для 600 мм и увеличив мощность двигателя на 10 л.с. Опытные образцы бронетранспортёров, в создании которых принимали участие конструкторы Л.В.Косткин, П.И.Музюкин и другие, были изготовлены в конце 1947 года. Опытный модель первого варианта имел несущий броневой корпус, закрывавшийся сверху брезентовым тентом. Второй вариант отличался через первого спаренной установкой пулеметов КПВ и СГМ калибра 14,5 мм и 7,62 мм сообразно, смонтированной для тумбе и
позволявшей вести свет будто по наземным, беспричинно и сообразно воздушным целям. Конструкция корпуса у обоих вариантов была одинаковой. Борта имели большие углы наклона, причём в нижней части — обратные углы, наравне у немецких бронетранспортёров. В дальнейшем от такого расположения бронелистов отказались, применив бронекорпуса с вертикальными бортами — более вместительные и простые в производстве, истина и менее пулестойкие.
Меньшие, чем для грузовике, размеры моторного отделения заставили конструкторов по-иному расположить агрегаты двигателя. Благодаря еле равной нагрузке для оси, передние и задние рессоры выполнили одинаковыми, оснастив их вовремя четырьмя, а затем восемью гидроамортизаторами. Все машины оборудовали лебёдками.
БТР-40
В 1949 году бронетранспортёр успешно прошёл госиспытания и близко обозначением БТР-40 был принят на вооружение Советской Армии. В конце 1950 возраст для Горьковском автозаводе имени Молотова началось серийное производство машины, а её создатели удостоились Сталинской премии. Броневые корпуса изготавливал Муромский паровозоремонтный завод.
Компоновка БТР-40 — автомобильная классическая (с кабиной следовать двигателем). В бронетранспортёре имеются три отделения — моторное, управления и боевое (десантное).
Моторное отруби расположено в передней части корпуса. В нём размещены: двигатель с вентилятором и электрооборудованием, водяной и масляный радиаторы, пусковой подогреватель, масляный и топливный фильтры, лебёдка. Доступ в моторное отруби осуществляется: к двигателю и радиатору — через верхний люк, к лебёдке — от авангард в наклонном листе корпуса. Оба люка закрываются броневыми крышками. В крышке над двигателем и в бортовых наклонных листах корпуса имеются жалюзи для выхода горячего воздуха из моторного отделения, в нижней лобовой части моторного отделения — жалюзи, через которые поступает верховный видимоневидимо воздуха ради охлаждения радиатора.
Отделение управления находится за моторным, в открытой части корпуса. В нём размещены: органы управления бронетранспортёром, приборы наблюдения, контрольно-измерительные приборы, радиостанция, сиденья водителя (слева) с аккумуляторной батареей под ним и командира (справа), с бензобаком в нише рядом сиденьем, бачок с запасным маслом для двигателя, огнетушитель и воздухоочиститель. Справа через командира и слева от водителя в нижнем поясе корпуса имеются боковые двери, открывающиеся для петлях наружу.
Боевое (десантное) обрубок расположено в средней и кормовой частях корпуса. В боевом отделении серийного БТР-40 размещены: пулемёт СГМБ, кронштейны для установки пулемётов СГМБ и ДПМ (устанавливаются со специальным переходником), ракетница, клипсы для крепления двух автоматов АК-47, а также укладка боекомплекта, сиденья на восемь человек десанта, ЗИП, аптечка и задний бензобак (у правого борта рядом сиденьем десанта).
Корпус бронетранспортёра сварен из катаных броневых листов. Толщина лобовых листов составляет 10 — 15 мм, бортовых 8 — 9 мм, кормовых — 7 мм. В наклонных листах передней части корпуса над дверными проёмами имеются смотровые щели, которые закрываются изнутри машины броневыми заслонками. В вертикальных бортовых листах имеется по платье закрываемых крышками круглых лючка чтобы наблюдения и стрельбы из личного оружия десанта. В лобовом листе накануне водителем и командиром имеются люки с броневыми крышками, прикреплёнными к листу на двух петлях. В крышках установлены приборы наблюдения со стеклоблоками триплекс. В походном положении крышки люков могут непременн открыты и закреплены на вертикальных стойках. Для наблюдения вне боевой обстановки почти открытых крышках для люки устанавливаются ветровые стёкла в металлической оправе с резиновыми уплотнениями, снабжённые электростеклоочистителями. При закрытых крышках ветровые стёкла укладываются в специальные карманы, расположенные внутри бронетранспортёра. Для посадки и высадки десанта в кормовом листе корпуса имеется двухстворчатая задняя дверь.
7,62-мм пулемёт СГМБ монтируется с помощью штатного станка, состоящего из вертлюга, сектора и постели. Для крепления пулемётной установки для бронетранспортёре имеются четыре вертлюжных кронштейна: лобовой (краеугольный), размещённый на лобовом листе, боковые — для правом и левом бортах и последний — на кормовом листе корпуса. Боекомплект пулемёта (1250 патронов) снаряжён в ленты и уложен в пять патронных коробок. Четыре коробки размещены в специальной укладке в боевом отделении у правого борта корпуса, а одна — в гнезде корзинки для вертлюге пулемётной установки.
На бронетранспортёре установлен 6-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-40 мощностью 78 — 80 л.с. рядом 3400 относительный/мин.
Механическая силовая передача включает в себя однодисковое сцепление сухого трения, четырёхступенчатую коробку передач, раздаточную коробку с демультипликатором, две главные передачи с дифференциалами и огулом разгруженные полуоси передних и задних колёс. Передние полуоси имеют шарниры равных угловых скоростей. Ножной колодочный тормоз с гидравлическим приводом действует на вполне четыре колеса. Ручной дисковый alias барабанный тормоз установлен для валу раздаточной коробки и имеет механический привод. Рулевой строение — глобоидальный червяк с двойным роликом.
Одинарные дисковые колёса со съёмными бортовыми кольцами снабжены пневматическими шинами размером 9,75-8". Колёсная формула 4×4. Подвеска состоит из четырёх полуэллиптических рессор и четырёх гидравлических поршневых амортизаторов двустороннего действия.
В передней части бронетранспортёра установлена лебёдка с отбором мощности через коробки передач. Тяга лебёдки — 4500 кгс, длина троса — 75 м.
Внешняя связь поддерживается с помощью радиостанции 10-РТ-12.
Боевая пропасть машины составляет 5,3 т. Экипаж — 2 человека, десант — 8 люди. Максимальная скорость движения 80 км/ч, запас хода по тротуар — 285 км.
Первая демонстрация нового бронетранспортёра общественности состоялась во срок военного парада в Москве 7 ноября 1951 года. Для участия в параде бронетранспортёры довооружили, видимо, чтобы придания более внушительного вида. На лобовом вертлюжном кронштейне был установлен 12,7-мм пулемёт ДШК, а для двух боковых — пулемёты СГМБ.
Практически враз с БТР-40 шла разработка его модификации, получившей обозначение БТР-40А. По сути, она представляла собой зенитную самоходную установку.
Зенитную установку ЗТПУ-2 с двумя пулемётами КПВ калибра 14,5 мм смонтировали для постаменте в десантном отделении. Максимальный угол возвышения пулемётов +90°, склонения — 5°. Для стрельбы по наземным целям имелся телескопический прицел ОП-1-14, сообразно воздушным — коллиматорный прицел ВК-4, боекомплект— 1200 патронов. Установка управлялась одним наводчиком с через механического ручного привода. В состав расчёта входили брат заряжающих (по одному на пулемёт). Эффективный свет обеспечивался по воздушным целям, летящим со скоростью прежде 600 км/ч для высоте перед — 1000 м. Горизонтальная дальность эффективного огня составляла 2000 м.
БТР-40А
БТР-40А был принят на вооружение i 1951 году, а годом позже запущен в серийное производство. На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ. Она отличалась через базовой машины установкой соответствующего оборудования. БТР-40 опрометью завоевал популярность в войсках. Простая сообразно инструкции, небольшая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная нa освоенных промышленностью автомобильных агрегатах, получила широкое распространение в армии. Она применялась чтобы перевозки пехоты, использовалась в качестве тягача в противотанковой артиллерии, а также точно командирская, связная и разведывательная машина. БТР-40 эксплуатировались в пограничных и внутренних войсках.
БТР-40Б
Боевым крещением ради БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. После появилась ещё одна модификация — БТР-40Б, имевшая сварной корпус с бронированной крышей. Для посадки и высадки десанта в крыше имелись дружка больших люка, закрывавшиеся крышками. Высота корпуса увеличилась на 130 мм. Были вмонтированы бортовые кронштейны для установки пулемёта и введены две дополнительные амбразуры в наклонных листах крыши. Благодаря крыше повысилась живучесть бронетранспортёра, особенно под ведении уличных боёв. Однако сутки мест ради десанта пришлось сократить предварительно шести.
БТР-40 в израильском музее batey ha-osef
Примерно в то же время появилась 1 модификация БТР-40В, оснащённая централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Система подкачки включала компрессор, установленный для двигателе, ресивер, распределительный кран и порядком трубопроводов. К каждому колесу снаружи от ;тупицу подводился воздух. Используя )ту же систему, производилось снижение явления в шинах с целью улучшения проходимости бронетранспортёра. Введение системы регулирования давления воздуха в шинах повысило проходимость машины и пулестойкость колёс. Однако наружный подвод воздуха имел низкую надёжность, в особенности близ движении по лесистой местности. На вооружение БТР-40В не принимался и в серийном производстве не состоял.
Необходимо упомянуть ещё об одной модификации БТР-40 — железнодорожной. Эта машина представляла собой своего рода бронедрезину. Она оснащалась стальными катками с внутренними ребордами, которые крепились к откидывавшимся рычагам с пружинными амортизаторами. Движение сообразно рельсам обеспечивалось основными колёсами, а боковая устойчивость — катками. Время, необходимое ради перехода для движение сообразно рельсам, составляло 3 — 5 минут. В 1969 году в железнодорожный вариант переоборудовали изрядно БТР-40 и БТР-40А. Некоторое величина этих машин ещё в 1997 году продолжали нести службу в Забайкальском военном округе.
Серийное же производство БТР-40 завершилось в 1960 году. Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран — участниц Варшавского Договора, а также целого ряда государств, в него не входящих, положим, Албании, Афганистана, Вьетнама, Израиля, Индонезии, Ирана, Камбоджи, Китая, Кубы, Лаоса, Монголии, Эфиопии и многих других стран Азии и Африки. В армиях этих стран БТР-40 и БТР-40А активно использовались в локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Африке.
В некоторых странах видоизменялось вооружение бронетранспортёра. В частности, для нём порой устанавливался крупнокалиберный пулемёт ДШК тож пулемёты иных систем зарубежного производства. В Национальной Народной армии ГДР для части машин смонтировали пусковую установку 9П110 с ПТУР «"Малютка». В Индонезии БТР-40 также был модернизирован весьма существенно. Корпус закрыли крышей, заметно увеличив рядом этом его высоту. Вооружение разместили во вращающейся башне, десант снабдили смотровыми щелями со стеклоблоками, установили дымовые гранатомёты. В Египте в 1960-е годы близ явным влиянием БТР-40 был разработан бронетранспортёр «Ва-лид», внешне очень его напоминавший. Правда, близ его создании использовали шасси немецкого грузовика «Магирус», маломальски большее сообразно размерам.
По мере поступления на вооружение Советской Армии более современных бронетранспортёров БТР-40 передавались из мотострелковых в другие рода войск ради использования в качестве машин боевого обеспечения, а также для учебных целей. Во внутренних военных округах последние модификации этих машин несли службу перед начала 1970-х годов. Бронетранспортёры сняли с вооружения уже Российской Армии в 1993 году.