Танки-перебежчики

Новости

Танки-перебежчики

Одной из наиболее интересных тем ради любителей военной истории служит сюжет боевого использования трофеев в боях следующий мировой войны. При этом особое уважение традиционно уделяют фашистской Германии, так будто в результате победоносных операций 1939-41 гг. она захватила громадное количество боевой техники различных стран, часть которой кроме активно использовала против прежних хозяев и их союзников.

Ни для кого из любителей БТТ не секрет: к моменту нападения на СССР более четверти немецкого танкового парка составляли боевые машины чехословацкого производства, что кончено подробно освещалось в многочисленных послевоенных публикациях. Молчанием обойдем мы и Италию — во-первых, потому, кто прежде 1943 г. итальянцы сами использовали приманка бронированные машины, а во-вторых, потому, кто их применение немцами елееле не затронуло наиболее заманчивый ради нас Восточный фронт.

Польша первой поставила немецкой армии несколько своих относительно удачных танков 7ТР. Но их было очень немного (сообразно разным источникам — от четырех до восьми машин), и они недолго использовались в учебных подразделениях.

Польский танк 7ТР Наибольшее же погода (изза Чехословакии, конечно) танков и танковых шасси иностранного производства в немецкой армии составляли французские боевые машины. Несмотря на некоторую отсталость конструкции, они были станет надежными, сравнительно вконец забронированными, а главное — ради их ремонта и обслуживания имелась достаточная промышленная база. Но вооружение французских машин было слабым, и следовательно они использовались большей частью ради службы в тыловых подразделениях (охранение коммуникаций, полицейские части, учебные подразделения и т.д.). Правда, в 1942 г. небольшому числу французских танков довелось повоевать и для Восточном фронте, так вроде для восполнения больших потерь немецких танковых частей "первой линии" на фронт была отправлена боевая техника некоторых учебных и полицейских подразделений.

Чешский танк pz-38(t) Намного более распространенными в немецкой армии были САУ для шасси французских танков. Первыми чтобы этой цели были использованы шасси легких танков r 35 фирмы "Рено". Поскольку их штатное вооружение было более чем слабым, их решили вооружить чехословацкими 47-мм противотанковыми пушками в неподвижной боевой рубке. Решение оказалось будет удачным, в ход лета-осени 1941 г. было изготовлено 174 таких САУ, а с осени 1941 г. имя "Альфред Беккер" была специально ориентирована на переделку французских боевых машин. Так в июле 1942 г. 179 бронированных арттягачей ТВ 37l (tracteur blinde 37l) "lorraine", были выделены ради установки для них новой 75-мм противотанковой пушки РаК 40/1. Новое самоходное инструмент получило имя "marder" i (Куница) и использовалось как для Восточном фронте, беспричинно и вразрез американских войск. Это же шасси было использовано для установки 105-мм легких гаубиц (было изготовлено от 10 прежде 12 штук чтобы учебных подразделений), а также 150-мм гаубиц (изготовлено 96 штук), также применявшихся назло Красной Армии. Переделывались в САУ и танки Н 35 и Н 39, В 1bis и практически круглый захваченные fcm 36, но их калибр было невелико.

somua s-35 рядом немецким обозначением pz.kpfw. s35 739(f) В 1944 г. немцы ожидали высадки союзников во Франции и принялись лихо удвоить боевую мощь практически всех имеющихся танков. Делалось это, как мысль, через закрепления на них пусковых установок для реактивных снарядов. До нас дошло очень недостаточно информации об этом, но к весне 1944 г. в Северной Франции имелось не менее восьми батарей таких "бронированных реактивных пускателей" (panzerwerfer).

Английские и американские танки использовались немцами только бывало. До 1944 г. для советско-германском фронте их были единицы.

Впрочем, во всем, кто сказано мой, я не оригинален: относительный этом уже писали некоторый, радуясь немецкой рачительности. Однако, начиная ораторствовать относительный использовании вермахтом советских боевых машин, авторы обычно начинали задумчиво чесать в затылке. И закусить о чем задуматься. Дело в книга, какой в боях лета 1941 г. немцы захватили не просто большие, а огромные трофеи. В частности, сутки трофейных советских танков и бронеавтомобилей превышало в немецкой армии число всех иностранных боевых машин миром взятых! Казалось желание — вот простор чтобы творчества. Но не тут-то было!

Из захваченных и подбитых немцами летом-осенью 1941 г. 14 079 танков (сообразно немецким данным), к октябрю было введено в строй только через 18 прежде 40 машин. Почему так недовольно? Некоторые авторы пытаются ответить на сей проблема тем, какой вполне советские танки, дескать, были поломаны и сожжены. Другие оправдывают это загруженностью в 1941 г. немецких ремонтных подразделений собственной боевой техникой. Но ровно объяснить, кто в тех же немецких источниках говорится, который через 300 до 500 танков типа БТ, через 900 перед 1 100 танков Т-26 . более 40 танков Т-28 и 45 танков Т-34 и КВ. достались им в исправном состоянии, так точно находились для парковом хранении. Заливай бензин и … "для Восток"! Так почему же только 40?

Ответ для сей проблема напрашивается прямо собой — наши танки не были нужны немцам. Они были плохи для вермахта "Как же так?" — воскликнет начитанный любитель БТТ,- "наши танки в 1941 г. превосходили любую немецкую машину, выключая "четверки", сообразно вооружению!"

Простите, не по вооружению, а сообразно калибру пушки. Но который толку, ежели до февраля 1942 г. реальная бронебойность советских 45-мм танковой и батальонной пушек не соответствовала табличным значениям? В этом отношении она даже проигрывала немецкой 37-мм танковой и противотанковой пушкам из-за очень низкого качества бронебойных снарядов. В дневниках Ф.Гальдера говорится, кто довоенные советские легкие танки не представляли опасности чтобы немецких "панцеров" для дистанции более 400 м! Немцы называли Т-26 и БТ "консервными коробками" из-за их тесноты и слабого бронирования. А уж о качестве отечественных прицелов тех лет дозволительно не упоминать — оно позволяло вести сияние из пушки только на дистанции в порядочно сот (до 1000) метров.

Но коль нельзя было извлекать танки в их "первозданном" виде, почему не построить для их шасси САУ, якобы это было с французскими машинами? Почему этого не делали?

Ответ такой же — шасси наших танков тоже не были нужны вермахту. Не необходимо забывать, какой для отечественных танковых двигателей требовался всего высокосортный бензин (для Т-26 не хуже "Грозненского", а ради БТ и Т-28 — не хуже "Бакинского"). А согласно "Военному дневнику" Ф.Гальдера, немцы испытывали в 1940-42 гг. острейший дефицит натуральной нефти и, наподобие дело, высокосортного бензина. Его немецкой армии не хватало даже ради авиации, зачем же раскошелиться его для посредственные советские танки? Немецкий же синтетический бензин отечественные танковые моторы "потреблять" отказывались. Это было характерно не только ради танков довоенного выпуска: двигатели Т-60, Т-70 и СУ-76 также нуждались в высокосортном бензине.

Как это ни парадоксально звучит, только с питанием Т-34 и kb у немцев тоже было опять хуже. В 1941-42 гг. в германской армии неимение дизельного топлива (солярки, газойля и т.д.) ощущался снова более остро, чем бензина, поскольку его мочь заменить каким-либо синтетическим продуктом. И потому в моторы дизельных автомобилей и танков взамен солярки заливали круг сырой нефти с керосином и маслом. Только трофейный газойль как-то спасал состояние, однако и он большей частью шел в баки грузовых автомобилей, которые с конца 1941 г. были выведены из войск первой линии в тыловые части.

Всего, согласно немецким источникам, с 1941 г. по 1945 г. в вермахте использовалось не более 300 советских танков и САУ, а также было изготовлено 10 САУ на шасси легкого танка Т-26.

Сергей Митин

Танкомастер № 3 после 1997 год

Оцените статью
Добавить комментарий