Танк «Челленджер 2» (Challenger 2)
Танк «Челленджер 2» (challenger 2)
Заменить танки «Чифтен» был призван перспективный англо-западногерманский танк mbt-80/kpz-80, работы по которому велись с 1972 возраст. Программа была аннулирована в 1977 году из-за разногласий среди танкостроителями и военными обеих государств. Вопрос о британском основном боевом танке 80-х годов остался открытым. В 1978—1979 гг. велась разработка национального танка МВТ-80 с использованием задела, наработанного в рамках англо-германской программы. Окончательно же урок разрешилась самым неожиданным образом в 1979 году. буде противоречие нового правительства Ирана через заказа танков «Шир-2» добавил англичанам головной боли. В тактика fv 4030/3 было вкачено большое рост денег, потрачено эпоха, построено семь опытных танков.
После значительных колебаний англичане приняли компромиссное приговор: продолжить эволюционное развитие проекта fv 4030, взяв изза основу танк «Шир-2», но заменять новыми танками только «Чифтены». состоящие для вооружении Британской Рейнской армии. В 1980 году был подписан контракт на поставку 225 танков. Для отработки новых решений и их испытаний были переоборудованы семь прототипов «Шир-2», получивших новое обозначение fv 4030/4 и собственное слово «Челленджер» («Бросающий вызов»). Проектированием машины занимались конструкторы Технического управления военных машин и техники (mvee) и специалисты Государственного танкового завода. Как и подле проектировании «Чифтена». одной из наиболее критических стала задание массы. Спецификация генерального штаба ограничивала массу перспективного танка значением в 54,8 т (море танка «Чифтен» mk.5), однако опять в ходе проработок проекта МВТ-80 английские специалисты пришли к выводу о невозможности усиления бронезащиты под условии сохранения массы нового танка на уровне массы «Чифтена» mk.5.
Массу должен было увеличить до 60—62 т, в этом случае появлялась возможность усилить бронирование лобовой части корпуса и башни, а также бортов. Инженеры mvee в качестве обоснования возможности увеличения массы выдвинули тезис о незначительной разнице промеж 50- и 60-тонными танками. Так, почти равных удельной мощности и давлении для грунт подвижность, средняя быстрота движения, приемистость и проходимость будут положим одинаковыми. Одним из критериев, ограничивающих массу танка, является грузоподъемность дорожных мостов. Англичане провели анализ распределения для Европейском ТВД инженерных сооружений, ограничивающих подвижность танков; оказалось, кто большинство мостов рассчитано для нагрузку в 20 т, то обедать они с одинаковым успехом провалятся и возле 50-тонным танком, и около танком массой 60 т, а мосты грузоподъемностью 50 и 60 т «размазаны» по территории Европы примерно равномерно. В результате подобного рода исследований и анализов удалось убедить военных поднять планку верхнего ограничения по массе перед требуемых 60— 62т. Испытания танков проходили в Бовингтоне; в ходе них семь машин наездили более 100.000 км. Проверялась их ремонтопригодность и надежность, электромагнитная совместимость радиоаппаратуры. На заключительном этапе в октябре 1982 г. имитировалось участие машин в четырехсуточных непрерывных боевых действиях. Военные были удовлетворены, и в декабре 1982 г. менеджер программы танка «Челленджер» со стороны британской армии полковник Мюррей-Браун подписал грамота о завершении испытаний.
Серийное производство началось в 1983 году, первым новые танки получил Королевский гусарский полк. До 1988 года было построено 420 танков «Челленджер». поступавших для вооружение всего британской армии. Танк спроектирован сообразно классической схеме. Корпус танка совсем сварной, изготовлен из комбинированной брони «чобхэм». В нем отсутсутствуют литые детали, имевшиеся в конструкции корпуса танка «Чифтен». Днище корпуса имеет v-образную форму ради ослабления воздействия детонации противотанковых мин. В передней части корпуса находится рубрика управления. Сиденье механика-водителя расположено по оси танка: так же, сиречь и на «Чифтене». в боевом положении механик-водитель занимает обстановка полулежа. Управление поворотом осуществляется с через штурвала. Для наблюдения после местностью используется широугольный перископический комплект, какой легко заменяется инфракрасным бесподсветочным прибором ночного видения. Боевое раздел и башня занимают среднюю пакет танка. В сварной башне установлена 120-мм нарезная пушка l11a5.
По сравнению с аналогичным орудием танка «Чифтен». пушка «Челленджера» имеет более небольшой ствол. Более короткий ствол облегчает стабилизацию орудия близ движении. Применение в конструкции модернизированной пушки новой стали, полученной методом электрошлакового переплава, максимальное давление в канале ствола с 610 предварительно 630 МПа (6200 — 6400 кгс/ см2) и, несмотря на уменьшенную длину ствола, начальная живость снаряда осталась прежней. Изменениям подвергся затвор орудия с целью улучшения обтюрации. Боекомплект из 64 выстрелов раздельного заряжания размещается в отделении управления и в боевом отделении. Типовым считается вариант из 34 бронебойных подкалиберных снарядов, 15 бронебойно-фугасных и пяти дымовых. Боекомплект хранится в бронированных укладках-контейнерах, окруженных рубашкой со специальной жидкостью, что снижает вероятность возгорания и детонации боеприпасов. Все пороховые заряды находятся ниже погона башни. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости—от-10°прежде +20°.
Приводы наведения пушки в вертикальной плоскости и разворота башни электрические, аварийные приводы — механические. Скорость разворота башни изменяется в пределах через 0.01 накануне 24 пропасть./с, поспешность наведения пушки в вертикальной плоскости — в пределах через 0, 01 до 6 обильно./с. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Слева через орудия установлен 7,62mm пулемет l8a2, спаренный с пушкой; боекомплект к пулемету — 4000 патронов. Справа от орудия находятся рабочие места командира и наводчика, слева — заряжающего. Система управления огнем претерпела незначительные изменения сообразно сравнению с СУО танка «Шир-1». В нее входят прицел наводчика с интегрированным в него лазерным дальномером, электронный баллистический вычислитель и стабилизатор орудия. Баллистический вычислитель вырабатывает данные чтобы стрельбы с учетом дальности прежде цели, угловой скорости движения цели, угле крена цапф орудия танка, скорости ветра, атмосферного давления и температуры воздуха. В качестве основного прицела наводчик использует перископический прицел с десятикратным увеличением Барр энд Струд tls № 10 mk. 1, в какой встроен лазерный дальномер. В лазерном излучателе дальномера используется итриевоалюминиевый гранат вместо рубина, применявшегося в дальномере танка «Чифтен». Вспомогательный прицел — телескопический, фирмы Виккерс Инструменте, afv № 80 mk.l с семикратным увеличением.
Юстировка прицела осуществляется с через коллиматора и отражающего зеркала, установленного для стволе пушки вблизи дульного среза. Для ведения боевых действий ночью используется тепловизионный прицел Барр энд Струд togs (termal observation and gunnery sistem — тепловая система наблюдения и стрельбы). У командира установлен перископический прицел Авимо afv № 37 mk.5, имеющий 1- и 10-кратное умножение. Линия визирования прицела стабилизирована. По периметру командирского люка расположены восемь перископических наблюдательных приборов Хелио Миррор afv № 40 mk.2, дающих суммарное круговое фон обзора. Прицел командира оптическим каналом связан с прицелом наводчика и видеоконтрольным устройством системы togs, кто позволяет командиру вести огонь, используя лазерный дальномер и тепловизор. У заряжающего имеется безраздельно вращающийся перископический наблюдательный набор. Все оптические приборы танка имеют противообледенительные устройства и системы очистки от грязи. На командирской башенке смонтирован дистанционно-управляемый 7,62-мм пулемет l-37a2 с углами наведения в вертикальной плоскости от -10° предварительно +75°. Огонь из зенитного пулемета ведет командир танка. Стрельбу из пушки и спаренного с ней пулемета могут вести и наводчик, и командир. В передней части башни сообразно бортам установлено по пять дымовых гранатометов. Кормовую пакет корпуса занимает моторно-трансмиссионное отруби. Моторно-трансмиссионная установка выполнена в виде единого блока и расположена продольно оси танка.
Масса блока 5,49 т, ради его замены в полевых условиях надобно 45 минут. В качестве основного двигателя используется 12-цилиндровый v-образный четырехтактный дизель 12 v-1200 «Кондор» мощностью 1200 л. с. фирмы Перкинс. Дизель имеет турбонаддув. Слева от основного двигателя установлен вспомогательный дизель Н30 фирмы Ковентри Клаймекс мощностью 37 л. с., служащий ради привода электрогенератора. запуска основного дизеля, подзарядки и прогрева аккумуляторных батарей. Оба двигателя имеют общую жидкостную систему охлаждения, обеспечивающую надежную работу моторов около температуре окружающего воздуха +52°С. В танке «Челленджер» впервые в английском танкостроении применена автоматическая гидромеханическая трансмиссия tn-37 с гидрообъемной передачей в приводе механизма поворота. Трансмиссия разработана фирмой Дэвид Браун. Планетарная коробка передач обеспечивает четыре передачи переднего хода и три — заднего. Гидрообъемная передача позволяет плавно регулировать радиус поворота во всем диапазоне, который улучшило управляемость по сравнение с «Чифтеном». для котором механику-водителю приходилось периодически воздействовать на фрикционные элементы, какой приводило к резкому изменению угла поворота танка и его угловой скорости. Предполагалось на серийные танки «Челленджер» устанавливать более мощные дизели 12v-1500 (мощностью 1500 л.с.), но эти планы не были осуществлены. По сторонам от моторно-трансмиссионного блока установлены про-тектированные топливные баки из синтетической резины с толщиной стенок 11.5 мм. Суммарная емкость баков 1592 л.
Для питания электро- и радиооборудования используются ровня электрогенератора (с приводом от основного и вспомогательного дизеля) и четыре аккумуляторных батареи емкостью 100 А.ч. Ходовая пакет танка «Челленджер» резко отличается через подвески танка «Чифтен». Вместо пружинно-балансирной подвески используется нерегулируемая поршневая гидропневматическая подвеска, разработанная специалистами mvee и частных фирм Данлоп и Лазер Инженериен. Подвеска обеспечивает динамический оборот катка 340 мм (у танка «Чифтен» — 159 мм, у танка «Шир-i» — 250 мм). С каждого борта установлено сообразно шесть опорных и четыре поддерживающих катка. Опорные катки обрезиненные, с алюминиевыми дисками и стальными ступицами. Гусеница с открытыми металлическими шарнирами, траки имеют съемные резиновые подушки. Ходовая пакет прикрыта четырехсекционными экранами, установленными с каждого борта. На танке установлена симплексная телефонная радиостанция vk/ vrc -353 УКВ диапазона. Имеется порядок защиты от оружия массового поражения, расположенная в изолированном отсеке кормовой части башни. Установлена автоматическая порядок пожаротушения.
«ЧЕЛЛЕНДЖЕР-2»
Принятие на вооружение танка «Челленджер» не сняло с повестки дня вопрос о боевой машине, предназначенной ради замены всех «Чифтенов» в армии Великобритании. Перевод парка основных боевых танков для «Челленджеры» не предполагался (справедливости чтобы нуждаться отметить, какой причины продления срока службы «Чифтенов» были в первую очередь финансовые), а следовать поступления в войска этих машин стал простой невозможен. На непохожий танк обрушился шквал критики, особенно отмечалась его низкая надежность, неудобство работы экипажа внутри башни и несовершенная система управления оружием. Масла в сияние подлил провал английских танкистов, выступавших для танках «Челленджер», в соревнованиях после Кубок канадской армии 1987 года.
Результаты чемпионата НАТОвских танкистов привели в крайнее замешательство командование британской армии, более того, — премьер-министр Маргарет Тэтчер потребовала, чтобы ей самовластно доложили о причинах неудачи. Одной из причин было признано повреждение конкуренции среди английских танкостроителей, причем этот мнение был обращен не столько в прошлое, что в будущее. «Железная леди» проводила политику повальной приватизации английской промышленности, благодаря которой фирме Виккерс удалось покупать в 1986 году. Государственный танковый завод в Лидсе и превратиться в монополиста в производстве основных боевых танков на Острове. Выбор танка, предназначенного чтобы замены «Чифтенов», решено было проводить для конкурсной основе. Однако в Британии у фирмы Виккерс конкурентов не было, и к конкурсу допустили иностранцев: американцы предложили М1А1 «Абрамс», немцы — «Леопард-2»; рассматривался и перспективный французский «Леклерк», танк ЕЕ-Т1 «Озорио» предложили бразильцы.
Выбор любого неанглийского танка означал, сообразно существу, курс британского танкостроения, финансовый крах фирмы Виккерс и множества фирм-субподрядчиков, беспричинно чистый в 1988 году заканчивалось производство «Челленджеров» чтобы вооруженных сил Великобритании. а экспортных заказов не ожидалось. Принятие для вооружение импортной машины могло тяжелейшим образом отразиться для британском танкостроении в ближайшие 20—30 лет. Таким образом, прежде англичанами стоял отбор не всего и не столько технический и тактический. что политико-экономический. Результат этого выбора, поистине же. был предопределен. И «Абрамс», и «Леопард» в 1987 году проходили сравнительные испытания в Бовингтоне (с английской стороны в них принимал участие «Челленджер»), только в результате анализа западной военно-технической прессы 1987—1991 гг. складывается действие, ровно американцы и немцы не придавали особого значения английскому конкурсу.
Фаворитом был «Челленджер-2» фирмы Виккерс Дифенс Системз, несмотря на то. который в 1987 году он существовал только для бумаге. Презентация проекта состоялась в марте 1987 г. Основной упор был сделан для разработку новой башни, пушки и системы управления оружием, то грызть всего того. что «недомодернизировали» для «Челленджере» по сравнению с «Чифтеном». В начале 1988 года руководство фирмы Виккерс приняло приговор изготовить для собственные средства восемь опытных башен, первая из них была готова осенью того же возраст, а уже в декабре министество обороны заключило контракт на строй и проведение демонстрационных испытаний прототипов. Всего было построено девять опытных танков «Челленджер-2» и две башни, «расстрелянные» на баллистических испытаниях. Испытания первого прототипа начались в 1989 году. Окончательный выбор победителя «конкурса» — танка «Челленджер-2» — удивительным образом совпал по времени с окончанием в 1991 году его демонстрационных испытаний. «Изюминкой» танка «Челленджер-2» стала башня новой конструкции. около ее проектировании специалисты фирмы Виккерс использовали попытка. полученный при разработке башен танков Виккерс mk.7 и бразильского ЕЕ-Т1 (башню этой машины делали англичане). Башня — более простой сообразно сравнению с башней танка «Челленджер» формы, имеет меньшую заметность в радиолокационном диапазоне. С появлением самолетов радиолокационной разведки наземных целей класса американского «ДЖИСТАРС» танкостроители стали уделять снижению заметности большое забота. Новое 120-мм нарезное орудие l30 с длиной ствола 55 калибров спроектировано умышленно чтобы перспективного танка, с пушкой l11 его роднят всего общие боеприпасы. Канал ствола с целью увеличения срока службы орудия выполнен хромированным; диаметр цапф и гнезд приблизительно них увеличены для уменьшения колебаний ствола по азимуту и углу места и, вдруг поделка, увеличения кучности стрельбы. Боекомплект к пушке включает 50 выстрелов раздельного заряжения; снаряды и заряды хранятся в боеукладках новой конструкции одиноко наперсник через друга. В процессе разработки башни предполагалась установка автомата заряжения, только по ряду причин (сумма конструкции, уменьшение надежности, уязвимость в бою) через этой идеи пришлось отказаться.
Углы наведения орудия в вертикальной плоскости через -10° перед +20°. Приводы поворота башни и наведения орудия — сполна электрические. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Слева через орудия установлен спаренный с ним 7,62-мм пулемет «Чэйн Ган», такой же пулемет монтируется на турели возле с люком заряжающего. Боекомплект к пулеметам 4000 патронов. В передней части башни имеется по пять дымовых гранатометов с каждой стороны. Рабочие места членов экипажа в новой башне расположены беспричинно же, словно и в башне танка «Челленджер»: справа от орудия наводчик, командир изза ним (место командира изрядно приподнято над местом наводчика), заряжающий — слева через пушки. Электронное и приборное оснащение новой башни все заменено. Впервые на английской бронированной машине установлена шина данных mil std 1553 — стандартный интерфейс НАТОвской военной техники, в частности, боевых вертолетов.
Считается, который переход для единовременный стандарт интерфейса и оснащение им различных боевых средств позволит осуществить беспричинно называемую «диджитализацию» поля боя и резко повысить резвость обмена информацией посреди разнородными силами, ведущими боевые действия. Комбинированный стабилизированный прицел наводчика разработан фирмой Барр энд Струд в кооперации с французской sagem. Дневной оптический канал имеет 4- сиречь 10-кратное увеличение, ночной — 4- тож 11,4-кратное; в прицел интегрирован лазерный дальномер. Головка прицела может поворачиваться для +/ -7° относительно продольной оси башни. В качестве чувствительного элемента ночного канала применяется тепловизор togs-2, разработанный для базе тепловизора togs танка «Челленджер». Чувствительный элемент установлен над стволом орудия и прикрыт бронированной створкой, которая открывается только возле работе ночного канала. В качестве вспомогательного используется телескопический прицел nanoquest l30. У командира установлен стабилизированный панорамный перископический прицел sfim, представляющий собой упрощенный прицел французского танка «Леклерк» (перевелись ночной канал). Оптический канал имеет 3- разве 8-кратное удвоение. В поле зрения прицела выводится информация о местоположении танка и его курсе. Для ведения боевых действий ночью имеется видеоконтрольное выполнение, на которое выводится пейзаж ночного канала прицела наводчика. По периметру командирской башенки расположено восемь наблюдательных приборов, дающих суммарное круговое поле зрения. Система управления оружием построена вокруг БЦВМ канадской фирмы cdc. представляющей собой модернизированный компьютер танка М1А1 «Абрамс».
Используя СУО, командир может самовольно наводить обстановка и вести из него свет, маркировать цели alias вдосталь передать управление орудием наводчику, в то же эра продолжая беспричинный поиск новых целей. Типовой цикл прицеливание-поражение занимает восемь секунд. Так, в ходе испытаний прототипов отдельные экипажи поражали восемь целей после 42с. Корпус танка «Челленджер-2» внешне практически не изменился, впрочем его начинка подверглась модернизации, действительно и не такой кардинальной, вроде башня. Сам корпус, так же наподобие башня и экраны, изготовлен из усовершенствованной брони «чобхэм», имеющей повышенную по сравнению с броней «Челленджера» снарядостойкость. В передней части корпуса имеются узлы чтобы навески бульдозерного оборудования. Конструкторы предлагали оснастить танк 1500-сильным вариантом дизеля 12v, только военные посчитали возможным оставить прежний — 1200-сильный. Трансмиссия tn-54, установленная для «Челленджере-2», уже была опробована на БРЭМ и «Челленджерах» последних выпусков. Всего в конструкцию моторно-трансмиссионного блока внесено 44 изменения. Так, установлены воздушные фильтры новой конструкции, улучшены генератор и стартер, учение охлаждения, учение смазки трансмиссии, усилены болтовые крепления блока. Конструкторы «Челленджера-2» сделали реверанс в сторону советских танкостроителей. Впервые для западном танке установлены чета внешних сбрасываемых топливных бака (емкость каждого 204,5 л), так критиковавшиеся разного рода экспертами для танках советских. Для создания дымовой завесы, выключая традиционных дымовых гранат, используется устройство впрыска дизельного топлива в выхлопную систему — приговор давнешенько применявшееся на танках, разработанных в СССР.
Первый серийный танк «Челленджер-2» изготовлен для заводе в Лидсе в июле 1994 г. Британская армия планирует закупить 386 машин. В декабре 1995 г. первые танки поступили для вооружение Королевского гвардейского шотландского драгунского полка. Эксплуатация этих машин выявила полностью «марка» недостатков, большая пакет из которых была связана с прицелами и системой управления оружием. Поскольку министерство обороны заключило с фирмой Виккерс «фиксированный» контракт, предварительно оговорив цену всецело. недостатки предлагалось избавлять фирме Виккерс ради особенный счет. Длительное эра эти самые недостатки были всего «зафиксированы», благодаря чему в ноябре 1997 г. из 150 построенных к этому времени танков в армии находилось только 36 (оптом в у шотландских драгун), использовавшихся чтобы обучения экипажей. Остальные хранились на двух заводах фирмы Виккерс в ожидании модернизации. В 1995 году 18 танков «Челленджер-2» закупили вооруженные силы Омана (контракт на поставку подписан в 1993 году). В 1997 году подписан контракт для поставку паки 20 танков с поставкой в первой половине 2000 возраст. У танков «Челленджер-2», предназначенных Оману, модифицирована система охлаждения и ситема кондиционирования, на башне взамен пулемета калибром 7,62-мм установлен 12,7-мм пулемет М2. «ДЕСЕРТ ЧЕЛЛЕНДЖЕР»
«Пустынная» модификация танка создавалась специально чтобы участия в конкурсе для кардинальный боевой танк для вооруженных сил Саудовской Аравии. Конкурентом «Челленджера-2» выступал американский М1А2. Сравнительные испытания проходили летом 1996 г.; саудовцы выбрали «Абрамс». Модернизация коснулась в первую очередь моторно-трансмиссионной установки. Двигатель Перкинс 12v заменили немецким дизелем МТ-883 Ка-500 мощностью 1500 л.с., а трансмссию tn-54 — немецкой же трансмиссией Ренк hwsl-295tm. Были доработаны порядок охлаждения и воздушные фильтры, установлена цифровая система управления двигательной установки. Прицел командира с ночным каналом всецело аналогичен прицелу sfim танка «Леклерк». Вместо 7,62-мм пулемета на башне смонтирован пулемет М2 калибра 12,7 мм.
БРЭМ НА БАЗЕ ТАНКА «ЧЕЛЛЕНДЖЕР-1» В 1985 году министерство обороны Великобритании подписало контракт с фирмой Виккерс Дифенс Системз для поставку 30 БРЭМ на базе танка «Челленджер»; всего же британской армии было поставлено 74 бронированных ремонтно-эвакуационных машины. Четыре БРЭМ закупили вооруженные силы Омана. Первая из шести предсерийных машин была изготовлена на заводе фирмы в Ньюкасле летом 1987 года. БРЭМ имеет ходовую часть, нижнюю часть корпуса, двигатель и ряд других систем и агрегатов, аналогичные танку «Челленджер». Экипаж БРЭМ — три человека: командир, водитель, радиооператор, возможна перевозка кроме двоих человек. Рабочее территория механика-водителя расположено в передней части корпуса слева через оси машины, справа от него установлена гидравлическая лебедка. В люке водителя имеется перископический наблюдательный гарнитура. Место командира находится сзади сиденья механика-водителя. На крыше корпуса установлена вращающаяся командирская башенка. На башенке смонтирован дистанционно-управляемый пулемет калибра 7,62 мм, дневной (с 1 — и 10 -кратным увеличением) и ночной (с 1- и 6-кратным увеличением) прицелы, а также девять неподвижных наблюдательных прибора. Моторно-трансмиссионное рацион находится в кормовой части БРЭМ и отделено от боевого отделения противопожарной перегородкой.
Основной и вспомогательный двигатели те же, что и на танке «Челленджер». Трансмиссия — Дэвид Браун tn-54, представляющая собой усовершенствованный вариант трансмиссии tn-37. Трансмиссия tn-54 имеет шесть передач для движения вперед и две — обратно. В передней части корпуса установлено 12, в задней — 8 дымовых гранатометов. На БРЭМ имеются две гидравлические лебедки — основная (длина 9-мм стального троса 150 м) и вспомогательная (длина 9-мм стального троса 300 м) с тяговым усилием 510 и 15 кН соответственно. На крыше корпуса с левой стороны смонтирован гидравлический кран с телескопической стрелой. Кран рассчитан для высота моторно-трансмиссионного блока танка «Челленджер» и имеет круговое вращение. Гидравлический бульдозерный отвал навешен в передней части БРЭМ. Кроме замены и транспортировки силовых агрегатов основных боевых танков оборудование БРЭМ позволяет исполнять сварочные работы, на машине имеется мощный воздушный компрессор и комплект инструментов и запасных частей чтобы ремонта танков в полевых условиях. БРЭМ способна буксировать транспортные имущество массой накануне 68 т со скоростью 30 км/ч. На машине имеется порядок защиты от оружия массового поражения.
УЧЕБНЫЙ ТАНК «ЧЕЛЛЕНДЖЕР-1»
Первый из 17 учебных танков «Челленджер» поступил в испытательный центр в Бовингтоне в ноябре 1989 г. Танк представляет собой обычной «Челленджер», у которого вместо башни установлена невращающаяся двухместная (предназначенная чтобы инструктора и курсанта) кабина. В 1990 году британской армии переданы оставшиеся 16 учебных танков. Две машины закупил Оман в рамках контракта на поставку 18 танков «Челленджер-2».
УЧЕБНЫЙ ТАНК «ЧЕЛЛЕНДЖЕР-2»
Заказано 22 учебных танка для обучения экипажей «Челленджеров-2». Вместо башни на них будут устанавливаться двухместные невращающиеся кабины для инструктора и курсанта.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Танки «Челленджер» из состава 1-й бронетанковой дивизии почти командованием генерал-майора Руперта Смита (в нее входили 4-я тяжелая пехотная и 7-я тяжелая бронетанковые бригады) принимали участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году. 7-я бригада включала двое полка четырехэскадронного состава, вооруженных танками «Челленджер» и батальон БМП. В 4-й бригаде имелось два батальона БМП и танковый полк трехэскадронного состава для «Челленджерах». В Саудовскую Аравию бригады были переброшены из Германии. Танкисты наносили удар для правом фланге американского 7-го корпуса вдоль кувейтско-иракской границы.
Сведения, опубликованные в западной прессе об участии английских танков в данной операции полно противоречивые. По одним данным, машины и экипажи заслужили высочайшей оценки, боеготовность материальной части достигала 95%, а танкисты взяли реванш следовать провальное выступление для «Канадиен Трофи — 97» и продемонстрировали снайперскую точность стрельбы. В то же сезон сообразно данным журнала «Интернешнл Дифенс Ревю» (№ 9 за 1992 год), большая пакет «Челленджеров» ради пять дней блицкрига была выведена из строя. Танки оказались весь непригодными к боевым действиям в условиях пустыни. По данным англичан экипажи 157 танков «Челленджер» уничтожили вплоть 300 иракских танков, потеряв всего одну свою машину.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая кипа, т 60
Экипаж, чел 4
Высота сообразно крыше башни, мм 2640
Пушка, протяжение (выражение) 120 (НП)
Боекомплект 48-52
Пулеметы, кол-во х размер 2х7.62
Броневая защита Кобинир. "Чобхэм"
Средства маскировки
дымовые гранатометы, шт. 10
Максимальная поспешность, км/ч 56
Запас хода сообразно тропа, км 400
Глубина брода, м 1.42
Двигатель облик четырехтактный многотопл. дизель
мощность, кВт (л.с.) 880 (1200)
бумажная пример через gpm позволит вам понимать копию этого танка на своем столе.