Конец «золотой рыбки»

Новости

Конец "Золотой Рыбки"

Конец "Золотой Рыбки"

На северодвинской "Звездочке" утилизируется уникальная титановая АПЛ

Северодвинск. 2 марта. ИНТЕРФАКС СВЕРО-ЗАПАД — Специалисты северодвинского Центра судоремонта "Звездочка" приступили к утилизации уникальной атомной подводной лодки К-222 ("Анчар"), прозванной "Золотая рыбка".

"Работы ведутся в рамках гособоронзаказа. Операция сообразно утилизации АПЛ уникальна, будто и сама лодка, так вдруг резка соглашаться без выгрузки топлива", — сообщил "Интерфаксу" источник в администрации Северодвинска.

Он подчеркнул, кто "близ организации работ учитываются гуртом необходимые меры безопасности".

Собеседник агентства под этом не стал объяснять причины, сообразно которым было принято приговор утилизировать АПЛ накануне решения Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) о результатах тендера сообразно выбору международного консультанта по проекту выгрузки отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов АПЛ.

Ранее в ЕБРР "Интерфаксу" сообщили, какой заказчиком этого проекта является Федеральный центр сообразно ядерной и радиационной безопасности. Финансирование проекта осуществляется из фонда экологической поддержки "Северное измерение". Сам же контракт касается двух проектов — выгрузки ОЯТ из единственной российской титановой подлодки и утилизации плавтехбазы "Лепсе", базирующейся в Мурманске.

Первая титановая атомная подводная лодка К-222 находится у причала Центра судоремонта "Звездочка". По оценке специалистов, это опытная высокоскоростная АПЛ — уникальная субмарина, перед сих пор не имеющая аналогов в мировом кораблестроении.

В 1989 году подлодка была исключена из состава ВМФ, в 1999 году отбуксирована чтобы утилизации для "Севмаш". Однако уникальность проекта не позволила применить традиционные технологии разделки субмарин. На протяжении почти десяти лет гражданский экипаж предприятия обеспечивал живучесть корабля, а после выполнил перевод субмарины в ЦС "Звездочка".

АПЛ К-222 была заложена 28 декабря 1963 возраст в Северодвинске и принята в эксплуатацию 31 декабря 1969 возраст.

В 1971 году на ней была установлена быстрота в 44,7 узла, кто и предварительно настоящего времени является абсолютным мировым рекордом ради подводных лодок.

Носовая часть подводной лодки его состоит из двух цилиндров диаметром 5,5 м всякий. Расположены они побратим над другом беспричинно, кто в сечении представляют "восьмерку". Верхний цилиндр — первостепенный отсек, а нижний — дальнейший. Начиная с четвертого отсека, к которому примыкает восьмерка, уже соглашаться корпус цилиндрической формы диаметром 9 м. Всего отсеков — девять.

Первоначально предполагалось, что изза постройки головной субмарины последует закладка паки 10 серийных кораблей. Однако в дальнейшем от этого отказались. Это объясняется значительными технологическими трудностями, длительностью строительства столь уникального корабля. Не удовлетворяла флот и высокая подводная шумность, а также судьба тактических недостатков ракетного оружия. К тому же уже было развернуто серийное строительство более дешевых и малошумных подводных лодок 670 проекта.

02.03.2010

Рождение

Создание АПЛ проекта 661 («Анчар») обошлось стране в 240 миллионов рублей. Т.е любой житель Советского Союза заплатил рубль после эту подводную лодку. Поэтому сами создатели полушутя называли своё препарат «золотой рыбкой». Правда, 20 миллионов удалось сэкономить, и эти имущество были переданы на опытную эксплуатацию подводной лодки. 28 августа 1958 г. было принято партийно-правительственное узаконение «О создании новой скоростной подводной лодки с новым типом энергетической установки и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». В качестве первоочередных ставились задачи увеличения скорости подводного хода и глубины погружения сообразно сравнению с АПЛ 1-го поколения в полтора–брат раза. Намечалось работа энергетической установки уменьшенных габаритов со снижением суммарного удельного веса реакторов и турбин в 1,5–2 раза, нового малогабаритного ракетного противокорабельного комплекса с подводным стартом, дальноходных скоростных двухплоскостных торпед, способных использоваться под глубинах погружения, вдвое больших, чем для лодках существовавших проектов. Предполагалось внедрение новых конструкционных материалов, позволяющих, в комплексе с принятием других мер, снизить водоизмещение и размеры АПЛ. Все это должно было обеспечить качественное главенство советских подводных лодок над перспективными американскими субмаринами.

В рамках данного постановления в ЦКБ-16 Государственного комитета сообразно судостроению (сегодня – СПМБМ «Малахит») началась разработка опытной высокоскоростной атомной подводной лодки проекта 661 (шифр «Анчар»). Работы по данной теме рассматривались руководством судостроительной промышленности якобы наиболее приоритетные. Боевым назначением корабля являлась борьба с авианосцами и скоростными кораблями охранения противника.

В работах над пр.661 принимал активное участие ЦНИИ №45 (ныне – ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова). Институтом исследовались как собственно «корабельные» вопросы, связанные с созданием нового атомохода, беспричинно и вопросы боевой эффективности скоростной подводной лодки.

Рассматривалось три альтернативных основных конструкционных материала для изготовления прочного корпуса – сталь, алюминий разве титан. В конечном итоге было решено выбрать титан. Это позволяло резко снизить массу корпуса (а небось и водоизмещение корабля). Таким образом, несравненно уменьшался уединенно из важнейших демаскирующих признаков лодки – её магнитное фон.

Но когда вы думаете кто кропать конструкции из титана просто, то вы очень и весьма ошибаетесь. Титан капризный материал и вокруг высокой температуре поглощает из воздуха водород и становится хрупким. Сварку конструкций проводили в аргоновой среде вольфрамовыми электродами легированными редкоземельными элементами. Некоторые узлы сваривали в герметичных камерах, а сварщики там работали в подобии водолазных костюмов. Но самые крупные детали варились в цеху, и отработанный аргон скапливался около пола.

Однажды это привело к трагедии. Рабочих готовились к сварке в цистерне, но там скопился аргон через предыдущих работ, и сварщики задохнулось. После этого был налажен контроль после составом воздуха.

После рассмотрения двух типов реакторов – более простого и освоенного водо-водяного и перспективного жидкометаллического (теплоноситель первого контура – сплав свинца и висмута) – был выбран первенствующий, вроде более реальный по срокам создания, хотя и обладающий худшими удельными параметрами.

Было проработано 14 основных и шесть дополнительных вариантов предэскизного проекта. Рассматривались альтернативные варианты вооружения подводной лодки: крылатые ракеты с подводным стартом «Аметист», создаваемые возле руководством генерального конструктора В.Н.Челомея, КР с надводным стартом (доминирующий конструктор Г.М. Бериев) разве новые торпеды повышенной мощности, находившиеся в то время в стадии разработки.

Выбор основного вооружения потребовал сравнительной оценки эффективности вариантов ПЛА. В результате исследований, проведенных ЦНИИ-45, знак было отдано варианту с ракетами «Аметист». Правительственное постановление о разработке первой в мире крылатой ракеты с подводным стартом вышло 1 апреля 1959 г., а 9 апреля того же возраст был утвержден предэскизный расписание подводной лодки.

Разработка технического проекта ПЛАРК пр.661 завершилась в декабре 1960 г. Мощная атомная энергетика в сочетании с новыми обводами корпуса обеспечивала подводной лодке уникальные скоростные характеристики. В соответствии с проектом корабль должен был развивать максимальную подводную поспешность не менее 37-38 узлов, кто превосходило резвость любого боевого корабля ВМС США.

Проектирование ПЛАРК велось приблизительно руководством главного конструктора Н.Н. Исанина (позже его сменил Н.Ф. Шульженко). Главными наблюдающими через ВМФ являлись Ю.Г. Ильинский, а кроме – В.Н. Марков. В работах по программе было задействовано, в общей сложности, более 400 организаций и предприятий.

В ходе проектирования и строительства лодки была отработана технология сварки корпусных конструкций из высокопрочных титановых сплавов, построение из них отливок, поковок, арматуры и других изделий. Для работы с титаном для Северном машиностроительном предприятии потребовалось препарат специальных цехов и других помещений. Для проведения статических и динамических испытаний были изготовлены полунатурные отсеки СМТ60-1 и ДМТ60-2 (первостепенный испытывался в док-камере, а второй – на морском полигоне).

Конструкционно ПЛАРК пр.661 имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, делился для девять отсеков:

1 (верхний) и 2 (нижний) отсеки, имеющие в сечении форму восьмёрки, образованной двумя пересекающимися окружностями диаметром 5,9 м каждая (в них размещались торпедные аппараты с запасным боекомплектом и устройством быстрого заряжания);

3 – жилые помещения, пищеблок, кают-компания, аккумуляторы;

4 – ЦП, пост управления энергетикой, жилой блок;

5 – реакторный;

6 – турбинный;

7 – турбогенераторный;

8 – отсек вспомогательных механизмов (рефрижераторы, компрессорные машины, водоопреснительная установка);

9 – рулевые приводы и трюмный пост.

Кормовая оконечность лодки была выполнена раздвоенной в виде двух осесимметричных конических обтекателей валов с расстоянием между ними порядка 5 м (в обиходе такое решение получило название «штаны»). Гидродинамическая оптимизация формы кормовой оконечности была достигнута следовать счёт её удлинения с малыми углами схода ватерлинии в диаметральной плоскости и применения удлинённых гребных валов с обтекателями, допускающими установку гребных винтов оптимального диаметра чтобы заданной частоты вращения.

В ограждении выдвижных устройств ПЛ была установлена всплывающая суд, рассчитанная ради спасения только экипажа «сухим» способом.

Энергетическая установка общей мощностью на валах 80 000 л. с. включала две автономные группы (правого и левого бортов). Каждая группа объединяла атомную паропроизводящую установку В-5Р, турбозубчатый агрегат ГТЗА-618 и автономный турбогенератор переменного трехфазного тока ОК-3 мощностью 3000 кВт. Номинальная тепловая мощность двух атомных реакторов водо-водяного типа составляла 177,4 МВт, а паропроизводительность ППУ около нормальной мощности реактора – 2 х 250 т пара в час.

Реакторы, разработанные для лодки пр.661, имели строка оригинальных особенностей. В частности, прокачка теплоносителя первого контура осуществлялась по схеме «труба в трубе», какой обеспечивало компактность ЯЭУ под высокой тепловой напряжённости. При этом реакторы работали не всего на тепловых нейтронах, но и с участием реакции деления ядерного «топлива» быстрых нейтронов.

Для питания основных потребителей электрической энергии был принят переменный трёхфазный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Существенным нововведением стал отказ через использования дизель-генераторов: в качестве аварийного источника использовалась мощная аккумуляторная батарея. Комплекс управления электроэнергетикой «Кактус-61» разработки ростовского ЦКБ-16 после заслужил у моряков самую высокую оценку.

На борту корабля имелся всеширотный навигационный комплекс «Сигма-661», обеспечивающий подводное и подлёдное плавание. Автоматическое господство ПЛ осуществлялось через системы управления сообразно курсу и глубине «Шпат», системы предотвращения аварийных дифферентов и провалов «Турмалин», а также системы управления общекорабельными системами, устройствами и забортными отверстиями «Сигнал-661».

Гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин» обеспечивал обнаружение шумящих целей приблизительно одновременном автоматическом сопровождении двух из них с выдачей данных в системы управления ракетным и торпедным оружием. Обеспечивалось круговое обнаружение сигналов ГАС противника, работающих в активном режиме, а также их опознавание с определением пеленга и дистанции. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС «Радиан-1».

Для наблюдения после воздушной и надводной обстановкой ПЛ была оснащена зенитным светосильным перископом ПЗНС-9 с оптическим вычислителем координат. Подъёмное действие позволяло поднимать перископ с глубины накануне 30 м близко скорости предварительно 10 узлов и волнении прежде 5 баллов. Имелись РЛС РЛК-101 и МТП-10, а также способ определения государственной принадлежности «Нихром».

Для двухсторонней сверхбыстродействующей засекреченной радиосвязи с береговыми командными пунктами, другими кораблями и взаимодействующими с подводной лодкой самолетами имелась современная (сообразно меркам 1960-х годов) радиосвязная аппаратура. Корабль был оснащён системой радиоразведки, обеспечивающей поиск, обнаружение и пеленгование работающих радиостанций противника.

Основное вооружение было представлено противокорабельным ракетным комплексом П-70 «Аметист» с 10 крылатыми ракетами, размещёнными в наклонных контейнерах, расположенных побортно вне прочного корпуса в носовой части. В лёгком корпусе ради каждого контейнера имелся единичный люк, открывающийся наружу.

Максимальная дальность стрельбы ПКРК П-70 составляла 70 км. Старт ракеты выполнялся из подводного положения с глубины предварительно 30 м из накануне затопленного заборной водой контейнера. Сразу ради выхода из контейнера срабатывал стартовый двигатель, и раскрывалось крыло, а в надводном положении включался маршевый твердотопливный двигатель.

В контингент ракетного комплекса входила также аппаратура предстартового контроля, приборы бортовой системы управления ракетной стрельбой, связанные с гидроакустическим комплексом, комплексом управления торпедной стрельбой, навигационным комплексом, а также стабилизатором управления курсом и глубиной.

Пусковая установка обеспечивала хранение, транспортировку, дистанционную предстартовую подготовку и старт крылатых ракет без доступа в контейнер. Ракеты принимались на борт корабля в решительно снаряжённом ради старта состоянии. Обеспечивалось их надёжное хранение и запуск в течение трёхмесячного пребывания в изобилие. Весь ракетный боекомплект мог содержаться выпущен в двух залпах, интервал между которыми составлял три минуты. По мнению специалистов, это являлось крупным тактическим недостатком проекта, затруднявшим эффективное применение ПЛАРК сообразно основным целям – авианосцам. Кроме того, у ракет П-70 имелся такой прореха, ровно сильный дымный сумма от двигателя, какой демаскировал лодку во срок стрельбы.

В носовой оконечности подводной лодки размещалось четыре 533-мм торпедных аппарата (суммарный боезапас – 8 торпед), обеспечивающих стрельбу с глубины накануне 200 м. Управление торпедной стрельбой осуществлялось посредством автоматизированной системы «Ладога-П-661».

В ходе испытаний ПЛАРК пр.661, получившей черепок К-162, около 92% мощности силовой установки для относительно мелководном полигоне (бездна акватории – 200 м, глубина хода – 100 м) была получена максимальная подводная быстрота, равная 42 узлам, что несравненно превысило расчётные параметры (38 узлов). Таким образом, был установлен мировой рекорд скорости для подводных лодок, ранее удерживаемый кораблями пр.671 (33,5 узла). Наиболее скоростные американские ПЛА развивали только 30 узлов. В дальнейшем, близ выходе ГЭУ для полную мощность и для глубоководном полигоне, были получены ещё более высокие результаты – 44,7 узла (приблизительно форсировании энергетической установки удалось кратковременно превысить 45 узлов). Это и до настоящего времени является абсолютным мировым рекордом скорости ради подводных лодок. Однако тогда же выяснился и неожиданный чтобы конструкторов момент: на высокой скорости поголовно трения воды о корпус ПЛ вызывала такой сильный шум, кто лодка практически «глохла» из-за сильных шумовых помех.

На испытаниях К-162 продемонстрировала высокие манёвренные качества чистый в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Обладая уникальными скоростными и манёвренными характеристиками, сочетающимися с мощным гидроакустическим комплексом с большой дальностью обнаружения, ПЛАРК пр.661 могла осуществить быстрое развёртывание в заданном районе боевых действий, а также выбрать выгодную позицию чтобы использования оружия и производства повторной атаки, который гораздо расширяло её боевые возможности сообразно сравнению с атомоходами других проектов.

Модификации. В 1970 году, коли ПЛАРК пр.661 ещё проходила испытания, обсуждался задача о закладке серии ПЛАРК усовершенствованного проекта – 661-М. Было проработано три варианта, отличающихся водоизмещением (от 5197 прежде 6208 тонн), подводной скоростью (39-42 узлов), ГЭУ (43000-55000 л.с.) и другими параметрами. Однако к этому времени уже было развёрнуто серийное строительство не обладавших столь высокими скоростными характеристиками, однако гораздо более дешёвых и малошумных подводных лодок пр.670, имеющих соизмеримую ударную мощь. Кроме того, требовалось внесение существенных изменений в систему управления ракетной стрельбой ПЛАРК пр.661, для который снова же надобно было сезон и значительные имущество.

Не удовлетворяла флот и высокая подводная шумность корабля. Повышенный подъем собственных акустических помех затруднял работу гидроакустического комплекса. В этих условиях через серийной постройки атомных подводных лодок на основе пр.661 было решено отказаться. Не получили развития и предложения по модернизации К-162, включающие установку ракетного комплекса П-120 с последующей заменой для комплекс «Гранит».

Программа строительства. В 1962 году на Северном машиностроительном предприятии (ССЗ №402) началось уклад первых шпангоутов и обечаек прочного корпуса лодки пр.661. Однако первые испытания элементов корпусных конструкций из титанового сплава завершились неудачей, потребовалось проведение дополнительных работ. В результате официальная закладка подводной лодки пр.661 была осуществлена в Северодвинске только 28 декабря 1963 г.

Высокая высь новизны и сложности проекта обусловили длительные сроки его реализации. Работы по созданию корабля продолжались, в общей сложности, более 11 лет. На задержке строительства сказались и низкие темпы поставки дефицитного в то пора титана, в котором остро нуждались также авиастроение и ракетостроение. В результате подводная лодка, получившая тактический верешок К-162, была спущена для воду лишь 21 декабря 1968 г. 13 декабря 1969 г. она вышла на заводские ходовые испытания.

Первоначально предполагалось, который за постройки головной (опытной) субмарины пр.661 последует закладка ещё 10 серийных кораблей этого типа. Однако в дальнейшем сутки серийных ПЛАРК сократили перед пяти, после предварительно трёх, а в принятом в 1964 г. новом пятилетнем плане круглый решили ограничиться постройкой одного такого атомохода. В значительной степени это объяснялось нехваткой в стране титана, а также технологическими трудностями, значительно затягивающими сроки строительства столь уникального корабля. В 1970 году снова обсуждался проблема о закладке серии ПЛАРК усовершенствованного проекта – 661-М, однако к этому времени уже было развёрнуто серийное строительство ПЛАРК пр.670.

Статус на 2007 г. Опытная эксплуатация корабля началась в 1970 году и закончилась в декабре 1971 г. В сентябре 1971 г. К-162 вышла на первую боевую службу, в ходе которой корабль прошел от Гренландского моря предварительно Бразильской впадины, в район экватора, выполняя ряд задач скопом с другими ПЛ и надводными кораблями. Велось проводы авианосца «Саратога». При этом американский корабль нередко пытался оторваться через подводной лодки, развивая скорость более 30 узлов, впрочем достичь желаемого результата ему не удалось. Более того, ПЛАРК, осуществляя маневры, иногда опережала американский корабль. За чета с половиной месяца, проведённых в походе, лодка всплывала на поверхность только одинокий единожды.

После завершения опытной эксплуатации К-162 прошла исправление в Северодвинске и в 1974 году еще вернулась в боевой число флота. Лодка представляла собой своеобразную лабораторию, где в натурных условиях осуществлялась отработка новых образцов оружия и вооружения. Многое из того, кто было создано чтобы этой опытной подводной лодки, в дальнейшем было использовано на новых кораблях других проектов. На Западе ПЛАРК пр.661 получила имя «papa class». У нас на флоте её называли «Золотой рыбкой» (порядочно сначала это весьма престижное прозвище носила ПЛА пр.645), словно после внешнее сходство титана с золотом, так и изза высокую цена проекта.

В 1978 году ПЛАРК К-162 переименовали К-222. Она находилась в строю Северного флота до 1988 года, за чего была выведена в резерв, а в дальнейшем – передана на утилизацию.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

• К-162, с 1978 г. К-222 [з/н 501]. Заложен 28.12.1963 г. на «Северном машиностроительном предприятии» (№402) в Северодвинске; спущен для воду 21.12.1968 г.; 13.12.1969 г. начал заводские ходовые испытания, достигнув рекордной подводной скорости 42 узла и 31.12.1969 г. введён в режим; в начале 1970 г. вошёл в цифра КСФ; в 1970 г. на глубоководном полигоне установлен безусловный рекорд подводной скорости 44,7 узла (неофициальный); с 01.1970 г. сообразно 12.1971 г. корабль был в опытной эксплуатации, пройдя вплоть 40000 миль (в т.ч. близко 30000 вокруг водой), с 09.1971 г. совершил поход в Атлантику для полную автономность, продемонстрировал высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец «Саратога» ВМС США; с 1972 г. сообразно 1974 г. проходил ремонт для «Севмашпредприятии»; в 1988 г. выведен в резерв; в начале 1990-х гг. выведен из состава флота, расформирован и передан на утилизацию.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн

• надводное

• подводное –

5 197

8 000

Основные размерения, м

• длина наибольшая (по КВЛ)

• ширина наибольшая

• осадка сообразно КВЛ –

106,92 (н/д)

11,5

8,06

Главная энергетическая установка:

• ППУ В-5Р; 2 ВВР, мощность, мВт

• 2 ГТЗА-618, 2 паровых турбины, мощность, л.с. (кВт)

• 2 турбогенератора ОК-3, мощность, кВт атомная

177,4

80 000 (58 800)

2 х 3000

2 вала; 2 гребных винта

Скорость хода, уз:

• надводная

• подводная (максимально достигнутая) –

16

42 (45)

Глубина погружения, м:

• рабочая

• предельная — 300

400

Автономность, сут. 70

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 85 (н/д)

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:

• ПУ СМ-97 ПКРК П-70 «Аметист»

ПКР П-70 (4К66) «Аметист» (ss-n-7 «starbright») — 10 Х 1

10

Торпедное:

• 533-мм ТА

• 533-мм торпеды и ПЛУР –

4 (носовые)

8

Минное:

• может нести мины вместо части торпед –

н/д

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

БИУС • н/д

РЛС общего обнаружения • РЛК-101 «Альбатрос»

• МТП-10 навигационная

ГАС • ГАК МГК-300 «Рубин»

• МГ-509

• МГ-29

• «Радиан-1» миноискания

средства РЭБ • «Завеса» пеленгатор

• ВАН-М ПМУ

Навигационный комплекс • «Сигма-661»

• «Самум-1» радиосекстант

Комплекс радиосвязи • ассортимент средств

РЛС госопознавания • «Нихром»

Проект 661 «Анчар»

Оцените статью
Добавить комментарий